Как показало последнее исследование фонда «КАФ», 67% россиян принимали участие как минимум в одном виде благотворительной деятельности в течение 12 месяцев, предшествовавших опросу. Пожертвования — самый распространенный вид помощи (их делали 49% респондентов). Наиболее частые мотивы: «Мне небезразлична эта проблема», «Хочу помочь людям, которым повезло в жизни меньше, чем мне», «Я уверен, что все должны участвовать в решении социальных проблем». Схожие результаты получил и БФ «Нужна помощь», проводивший опрос совместно с агентством онлайн-исследований Tiburon Research. Три самые распространенные причины универсальны для большинства социальных групп: «Я испытываю сострадание / сочувствие к нуждающимся», «Я хочу изменить мир к лучшему, повлиять на решение социальных проблем», «Я привык(ла) помогать другим, это норма жизни для меня».
Диджитализация затронула и эту сферу. Опрос фонда «Нужна помощь» выявил, что 40% благотворителей — частных лиц делали пожертвования с помощью СМС, а 31,5% — через интернет (по данным «КАФ» — 36% и 43% соответственно). Маркетинговая компания Nielsen в свою очередь отмечает: в России 7 из 10 потребителей активно поддерживают идею благотворительности и социальной ответственности и совершают пожертвования деньгами, вещами или бонусами, которые получают при покупке того или иного товара. Корпоративные инициативы, нацеленные на вовлечение клиентов в благотворительную деятельность, должны учитывать все эти тренды, чтобы быть результативными.
Спасательный бонус
Показательный пример — проект «Заправь на поиск», запущенный автозаправочной сетью «Газпромнефть» накануне Нового года. Пользователи ее программы лояльности «Нам по пути» теперь могут поделиться любым количеством своих бонусов с поисково-спасательным отрядом «ЛизаАлерт». Опция перевода доступна в мобильном приложении сети АЗС. Бонусы поступают на карту отряда, и волонтеры «ЛизаАлерт» могут оплачивать ими топливо при заправке автомобилей во время проведения поисковых операций.
Насколько удачна идея этого проекта? По данным исследования БФ «Нужна помощь», для 40,4% жертвователей важна уверенность в том, что их неравнодушие действительно что-то изменит. «ЛизаАлерт» принципиально не принимает денежные средства — только технику, оборудование и другие необходимые ресурсы для поиска. «Среднемесячная потребность отряда в топливе — 240 000 литров, — говорит Григорий Сергеев, председатель поисково-спасательного отряда «ЛизаАлерт». — В программе «Нам по пути» зарегистрировано почти 13 млн клиентов АЗС «Газпромнефть». Даже если каждый десятый сможет поддерживать нас бонусами, это будет значительная помощь».
За 10 лет волонтерами отряда найдено более 86 000 человек. В 2020 году «ЛизаАлерт» принял 31 562 заявки на поиск пропавших людей, из них благополучно найдены 22 856 человек — взрослых и детей. После МЧС это самая известная поисково-спасательная организация России. Для любого благотворительного проекта подобный статус очень значим. По данным опроса БФ «Нужна помощь», репутация благотворительной организации является фактором выбора для 41% жертвователей.
«Люди готовы помогать, но не всегда знают кому и как. Поскольку наш главный продукт — это качественное топливо, то мы им и делимся с теми, кто бескорыстно делает важную работу, — объясняет Яна Белякова, руководитель департамента маркетинга сегмента сбыта моторных топлив «Газпром нефти». — Мы давно дружим с поисковым отрядом «ЛизаАлерт», который спасает пропавших людей. Здесь важна скорость реакции, а скорость — это топливо. И теперь благодаря цифровым технологиям участники нашей программы лояльности тоже стали помогать поисково-спасательным операциям. Мы разработали простую и удобную опцию в мобильном приложении – в личном кабинете можно перечислить любое количество своих бонусов для заправки автомобилей волонтеров отряда. Меньше чем за месяц опцией воспользовались 12 000 пользователей, которые перечислили «ЛизаАлерт» 3,5 млн рублей (из расчета 1 бонус = 1 рубль). Эта сумма эквивалентна примерно 1500 заправок до полного бака для экипажей поисковиков. Мы гордимся, что у нас такие отзывчивые клиенты и мы вместе помогаем спасать жизни».
С точки зрения маркетинга, продуманный и хорошо организованный корпоративный благотворительный проект положительно сказывается на самом бизнесе. 50% респондентов исследования Nielsen заявили, что для них социальная ответственность бренда является важным критерием при принятии решения о покупке того или иного товара. А 56% участников этого опроса ответили, что при определенных условиях готовы платить больше за товары, часть средств от продажи которых направляется на благотворительные цели.
Новые возможности
Программа лояльности «Нам по пути» существует с 2009 года и является одной из самых массовых в России — ее карта есть у каждого третьего автомобилиста. Чтобы присоединиться к программе, можно выпустить бесплатную виртуальную карту в мобильном приложении сети «Газпромнефть» или купить пластиковую на автозаправочной станции (после первой заправки новым участникам начисляются приветственные бонусы).
С использованием карт «Нам по пути» на автозаправочных станциях сети сейчас совершается более 82% покупок топлива. За каждую заправку участник программы получает бонусы, которыми впоследствии может оплачивать топливо, а также товары в магазине и кафе на АЗС. Мобильное приложение позволяет следить за бонусным балансом, переводить накопленные бонусы друзьям и близким (а теперь и отряду «ЛизаАлерт»), проводить денежные расчеты по покупкам на АЗС с помощью виртуальной кобренд-карты «Газпромнефть-Газпромбанк» или привязанной карты любого другого банка.
С 1 февраля 2021 года программа стала понятнее и выгоднее. Если раньше бонусы зачислялись в зависимости от нескольких факторов, то теперь их количество зависит только от статуса карты.
Для владельцев дизельных автомобилей программа стала в два раза выгоднее. Предусмотрены дополнительные бонусы для тех, кто пригласил своих друзей, и за лояльность — для постоянных клиентов, ежемесячно покупающих на АЗС «Газпромнефть» не менее 50 литров топлива. Наконец, для тех, кто в течение месяца заправляет более 500 литров, разработан специальный выгодный тариф.
Исследования фондов «КАФ» и «Нужна помощь» говорят о том, что не только объем, но и готовность людей делать какие-либо пожертвования четко коррелируются с уровнем их доходов. Негативная ситуация в экономике, возникшая вследствие пандемии, не могла не повлиять на благотворительную активность. 59% респондентов БФ «Нужна помощь» признались, что их возможности сократились, и по этой причине каждый четвертый перестал делать пожертвования.
С бонусами «Нам по пути» история другая: чтобы их копить, достаточно заправлять автомобиль в обычном режиме, а пожертвование виртуальных баллов не воспринимается как ущерб личному бюджету. При этом помощь волонтеры получают реальную.
«В 45 регионах, где есть автозаправочные станции сети «Газпромнефть», искать стало проще, — говорит Григорий Сергеев. — Совсем недавно завершился поиск шестилетнего ребенка в Республике Карелия — с помощью бонусов «Газпромнефти» смогли заправить свои автомобили добровольцы из Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга, Иваново, Ярославля, Костромы, что позволило им выехать в далекий карельский поселок на место поисково-спасательных работ. Во время поисков нам важно заправляться качественным топливом. Это имеет большое значение, исходя из тех экстремальных условий, в которых мы порой проводим поисковые операции: мы не отвлекаемся ни на что, кроме спасения людей. Я говорю спасибо от себя лично и от всех добровольцев «ЛизаАлерт» каждому, кто делится бонусами».
16+
*На правах рекламы