Наиболее тяжелое из них — железодефицитная анемия. Она опасна сама по себе и особенно если вам предстоит хирургическая операция. Несмотря на наличие современной терапии, число людей, страдающих железодефицитной анемией (ЖДА), не уменьшается по причине роста ее распространенности. Если в России в 2010 году на 100 000 человек отмечалось 1099 случаев ЖДА, то в 2018 году — 1101 случай. А все начинается с недомогания, которое сопровождается одышкой, головной болью, отсутствием концентрации внимания, снижением работоспособности.
«Частая причина — недостаточное поступление микроэлемента вместе с пищей при вегетарианстве, несбалансированной диете, — объясняет Наталья Митиш, медицинский директор по России и странам СНГ фармацевтической компании VIFORPHARMA. — Различные травмы и кровопотери, регулярное донорство, прием антикоагулянтов и антиагрегантов также провоцируют дефицит железа. Самые уязвимые по повышенной потребности в железе — это женщины в период беременности и лактации и дети в период интенсивного роста и развития». Анемия как осложнение во время беременности может привести к преждевременным родам и повышенному риску кровотечений, рождению детей с малым весом. В зоне риска находятся люди, страдающие ожирением, болезнями почек, хронической сердечной недостаточностью, заболеваниями желудочно-кишечного тракта. Даже если ничего подобного у вас нет, дефицит железа, вызванный неполноценным питанием в сочетании с повышенными нагрузками, негативно отражается на иммунитете.
Железо помогает организму воспроизводить здоровые эритроциты, содержащие гемоглобин, который обеспечивает транспортировку кислорода в организме. Кислород нужен головному мозгу для активной деятельности, а мышцам — для физической энергии. Если вы не получаете достаточное количество железа с пищей и при этом не принимаете железосодержащие препараты, организм начинает использовать собственные резервы для восполнения. Но после их исчерпания возникает дефицит железа.
Уже на начальной стадии снижение запасов железа в организме негативно влияет на обмен веществ, работу мозга и работоспособность в целом. По оценке ВОЗ, дефицит железа может привести к падению работоспособности на 30%. Мозг и мышцы не получают достаточно кислорода, отсюда быстрая утомляемость и отсутствие энергии.
Симптомами недостатка железа могут быть раздражительность и бледность, ломкие ногти, выпадение волос, холодные руки и ноги, желание грызть лед или даже совсем несъедобные вещи, такие как мел и глина.
Для точной диагностики дефицита железа проводятся анализы крови. Они позволяют, во-первых, определить концентрацию гемоглобина — в пределах нормы или нет для данного возраста, пола и физиологического статуса (например, во время беременности). Во-вторых, исследовать сывороточный ферритин для выявления запаса железа в организме. В-третьих, определить концентрацию трансферрина, чтобы понять, сколько из депонированного в организме железа доступно и может использоваться для формирования новых эритроцитов.
Если дефицит железа — установленный факт, нужно как можно скорее восполнить этот элемент в организме. Игнорирование проблемы приводит к ухудшению здоровья и самочувствия.«Даже без анемии дефицит железа имеет неблагоприятные функциональные последствия: приводит к нарушениям когнитивной деятельности, снижению иммунного статуса во всех возрастных группах, замедлению развития и роста детей. Дефицит железа особенно опасен для беременных, так как из-за высокой потребности в железе быстро прогрессирует в ЖДА, — отмечает Наталья Митиш. — В свою очередь, железодефицитная анемия может привести к серьезным осложнениям имеющихся заболеваний или развитию новых — сердечно-сосудистых, эндокринных, респираторных».
Состояние предоперационной анемии наиболее опасно для здоровья. Она приводит к ухудшению исходов операций, вплоть до смертельных случаев в послеоперационном периоде, причем риск повышен не только у больных с умеренной и тяжелой анемией, но и с легкой. Для предотвращения предоперационной анемии в мировой медицинской практике была разработана концепция менеджмента крови пациента (МКП). Индивидуальный подход МКП позволяет сохранить кровь пациента, и не проводить, без необходимости, лишние гемотранфузии (переливания компонентов крови). Заготовка компонентов крови для проведения оперативного вмешательства является трудоемким и дорогостоящим процессом, а для пациента гемотрансфузия многократно повышает риски опасных осложнений и неблагоприятных исходов.
«Периоперационная анемия является очень серьезной проблемой для российского здравоохранения, — констатирует Лариса Попович, директор Института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ. — Наши расчеты показывают, что суммарные потери всего лишь в нескольких сегментах медицинской практики (колопроктология, сердечно-сосудистая хирургия, эндопротезирование, акушерство) в метрике потерянных лет жизни в России превышают 400 000 лет и стоят государству более 200 млрд рублей в год в монетарном эквиваленте. На этом фоне понятен нарастающий интерес российского медицинского сообщества к концепции МКП».
По оценке Татьяны Федоровой, президента Национальной ассоциации специалистов менеджмента крови пациента, в Российской Федерации ежегодно проводится около 10 000 000 хирургических вмешательств, при этом до 40% пациентов имеют дефицит железа и предоперационную анемию, что в несколько раз увеличивает потенциальные неблагоприятные риски как в ходе операции, так и в послеоперационном периоде. «МКП представляет собой основанный на фактических данных комплекс мер для оптимизации результатов медикаментозного и хирургического лечения за счет изменения подхода к клиническому ведению пациентов и сохранению крови пациента, — объясняет Татьяна Федорова. — Своевременное лечение железодефицита и анемии перед хирургическим вмешательством гарантирует лучший клинический исход, сокращает использование медицинских ресурсов, включая донорские компоненты крови. Сегодня МКП рассматривается как лучшая медицинская модель и научно обоснованная клиническая практика. Исследования и практика последних лет показали, что рациональное и своевременное лечение дефицита железа и анемии в периоперационный и предродовой период позволяет избежать или минимизировать трансфузии донорских компонентов крови, способствует снижению частоты инфекционно-воспалительных осложнений, сокращает пребывание в стационаре, улучшает качество оказанной медицинской помощи».
Наиболее востребованы препараты железа для приема внутрь — они относительно недорогие и, в отличие от внутривенных препаратов, не требуют участия медицинского персонала. Применять их нужно регулярно в течение трех месяцев и более. Возможны временные побочные эффекты — тошнота, диспепсия, потемнение эмали зубов, запоры. В случае отсутствия положительной динамики по анализам крови в течение одного месяца или непереносимости приема пероральных препаратов следует переводить пациента на внутривенные препараты железа. И лучше именно с них начинать терапию, если анемия тяжелая или требуется быстрое восполнение железа, например, перед операцией.
Но не стоит забывать и о таком методе профилактики, как правильное питание. Согласно рекомендациям Национального института здоровья США, ежедневная норма железа для мужчин 19–50 лет составляет 8 мг, для женщин 19–50 лет — 18 мг, для людей обоего пола старше 51 года — 8 мг. По данным ВОЗ, корректировка питания с помощью продуктов, богатых биодоступным железом (прежде всего это мясо, рыба и птица), а также прием железосодержащих препаратов способны на 50% снизить распространенность анемии в мире.
Представительство компании VIFOR PHARMA в РФ: г. Москва, ул. Бутырский Вал, д. 10 +7 495 564 82 66 www.viforpharma.com
На правах рекламы