В сентябре 2020 года школа Wunderpark International School в 23 км от Москвы открыла большой новый корпус, который уже стал победителем двух международных архитектурных конкурсов: Outstanding Property & Architecture Design Awards. Причем благодаря не только дизайну, но и функциональным возможностям: например, помещениям-трансформерам с системой выдвигающихся экранов и штор. Это не единственная особенность международной школы, которая выросла из билингвальной детской студии Wunderpark для малышей, семейного центра и начальной школы.
Директор у необычной школы тоже нетипичный. Илья Голенопольский — топ-менеджер в области образования с опытом работы в частных и государственных школах и вузах (МГУ, РАНХиГС, ММУ), обладатель гранта Москвы в области наук и технологий в сфере образования. А еще преподаватель английского и немецкого языков, педагог с 30-летним стажем. Тренер организации International Baccalaureate: проводил тренинги и авторизационные визиты по программам MYP (10+) и DP IB (16+) в России, Швеции, Румынии, Италии, Казахстане, Дании, Нидерландах. И первый российский тренер образовательных программ компании Apple. Мы поговорили с ним о том, что такое современная школа и каковы критерии хорошего педагога.
Илья Танкредович, чему должна учить современная школа?
Современна школа — это школа про выбор, про развитие самостоятельности и умения учиться, принимать осознанные решения, брать ответственность за свои поступки и результаты своей работы.
Как этого добиться, если школьные знания часто далеки от жизни?
Одна из задач, которая стоит перед каждой школой, — помочь ребенку понять, зачем ему нужно образование и как полученные знания могут пригодиться в жизни. Зачастую именно такое понимание помогает решить проблему низкой мотивации и отсутствия результатов.
Добиваться этого можно разными способами, например, через повседневное общение педагогов с учениками, обращение к личному опыту и интересам детей в процессе изучения отдельных тем, создание более широких жизненных контекстов, в рамках которых изучаются эти темы. Можно строить учебный процесс вокруг ключевых идей (Big Ideas), которые имеют смысл для учеников, организовывать междисциплинарные проекты, которые решают непредметные задачи из реального мира, помогать в профориентации и проводить профессиональные пробы.
Учебный процесс можно рассматривать как знакомство с различными ролями. Тогда при изучении истории, к примеру, у ребенка обязательно должна быть возможность побыть историком, создать летопись своей семьи или исследовать исторические источники. На уроках литературы и русского языка дети примеряют на себя роль писателя, блогера, рецензента. На физике, химии и биологии — роль ученого, который наблюдает, задает вопросы, выдвигает гипотезы, проводит эксперименты и открывает новые знания, а не просто читает учебник и пересказывает его. Такой подход накладывает определенные требования к формам организации занятий, но он гораздо эффективнее традиционного.
Многие родители и учителя считают гаджеты злом и запрещают их в школе. А вы как к ним относитесь, будучи тренером образовательных программ Apple?
Смартфоны и планшеты становятся точками пересечения личного и образовательного пространства, что позволяет изменять процесс обучения, делать его интереснее и веселее. Около 15 лет назад Институт новых технологий предоставил школе, в которой я работал, некоторое количество iPod. Было не совсем понятно, как использовать эти устройства, и нас увлекла идея создания учебных подкастов.
Вместе с учениками мы готовили учебные материалы для разных классов. В процессе освоения новых устройств и создания подкастов мои ученики смогли сделать рывок в совершенствовании навыков аудирования, произношения и говорения, научились редактировать видео и аудио и получили от этой работы большое удовольствие.
Сегодня все больше родителей и педагогов признают, что с помощью мобильных устройств ребенок с успехом удовлетворяет свою любознательность, учится ответственности, получает навыки работы с современными технологиями.
Вы из семьи преподавателей. Представления о работе педагога сложились еще в детстве?
Домашние обсуждения педагогических тем воспринимались как само собой разумеющееся, эта среда окружала меня с детства. Но по-настоящему понять работу учителя я смог, только когда сам начал работать в школе.
Я прошел весь традиционный путь многих молодых педагогов. Он начинается с твердой уверенности, что их предмет — самый главный в школе, и важнее всего — придумать универсальную схему, которая позволит сделать учебный процесс максимально эффективным и может быть применима ко всем ученикам. А потом приходит осознание, что ты не только учитель-предметник, а прежде всего педагог. И перед тобой сидят не просто ученики, а личности, каждый из них — это уникальная вселенная со своим мироощущением и ценностями, убеждениями, способностями, настроением, проблемами и историей. И от того, насколько хорошо ты сможешь понять и принять каждого ребенка, зависит ваш с ним успех. В этот момент ты выбрасываешь придуманные универсальные схемы и признаешься себе, что ничего не понимал. Это и есть мгновение выбора дальнейшего пути: кто-то уходит из школы, кто-то остается, чтобы начать учиться. Я остался.
Существует ли для вас понятие «хорошего» учителя?
На мой взгляд, учителя можно назвать хорошим, если он верит в своего ученика и помогает ему сформировать установку на личностный и интеллектуальный рост. Хороший учитель любит играть с идеями. Он терпелив и никогда не крадет победу — если ребенок не может самостоятельно выполнить задание, преподаватель помогает наводящими вопросами, приводит аналогии, перефразирует вопросы, но последний шаг к пониманию, пусть даже небольшой, ученик делает самостоятельно.
Многим детям сложно делать самостоятельные шаги: они боятся ошибиться. Как объяснить ребенку, что ошибки — это путь к знаниям?
Парадокс в том, что как раз ребенку это пояснять не нужно. В пояснениях нуждаются взрослые, которые воспитывают в нем боязнь ошибок. Есть очень интересный анализ поведения маленьких детей, имеющих опыт компьютерных игр. Ошибка в игре играет положительную роль — она помогает понять, как правильно играть. Ребенок проигрывает, возвращается к началу уровня и уверенно проходит его. А в школе, как правило, за ошибки наказывают. Одно из решений этой проблемы — внедрение формирующего оценивания, позволяющего школьнику понять, что и как необходимо доделать, чтобы получить высокую отметку.
А как вы отбираете в школу преподавателей, которые придерживаются тех же принципов?
Мы прежде всего смотрим кандидата на уроке. Если, например, он грамотно формулирует цели урока, эффективно организует групповые формы работы, ставит проблемные вопросы, вступает с детьми в диалог и не навязывает свою точку зрения, меняет виды деятельности, прекрасно общается с детьми, а в конце урока подводит итоги и организует рефлексию, то, скорее всего, это наш человек. Хотя и здесь не обходится без курьезов — я несколько раз сталкивался с ситуацией, когда кандидаты заимствовали планы своих уроков из интернета.
Вы начали работать в Wunderpark International School в этом году. Какой вы увидели школу?
Это прежде всего пространство для межкультурного общения и межкультурной коммуникации. Пространство, в котором наши дети с самого раннего возраста получают возможность общаться с представителями других культур, что позволяет не только узнать о многообразии мира, но и лучше понять свою собственную культуру. Помимо российской программы, у наших учеников есть возможность заниматься по Кембриджской программе и в 9-м классе приготовиться к международному экзамену IGCSE. А в 10-м и 11-м классах у наших учеников, мы надеемся, будет возможность учиться по программе Международного бакалавриата.
Какие-то перемены уже планируете?
Совместно с родителями мы обсуждали «портрет выпускника» — предполагаемый образ школьника, который должен получиться после реализации учебной и воспитательной программы. Мы пытались определить, какие личностные характеристики должны войти в этот портрет, как лучше организовать нашу деятельность, чтобы создать необходимые условия для формирования этих качеств, как их измерять.
Сейчас мы активно работаем над концепцией школьного сообщества. Хочется, чтобы все его участники — ученики, учителя и родители — испытывали доверие и уважение друг к другу, принимали активное участие в жизни школы. Школа стала бы местом, где учатся все — и взрослые, и дети.
Понимая перегруженность наших детей, мы там, где возможно, пересматриваем наши учебные программы, чтобы высвободить время для встреч Хаусов (четырех команд, на которые разделены все ученики школы), организацию тьюториалов, классных часов и курсов по выбору. Так, например, мы подготовили курс изучения математики, объединив две программы — российскую и Кембриджскую, что позволило нам высвободить несколько учебных часов для других целей. В этом году будем планировать работу по интеграции курса Science и физики, химии, биологии.
Еще одно направление, над которым мы сейчас работаем, — создание условий для развития субъектной позиции учащихся. Были сформированы несколько рабочих групп, в которых учителя обсуждают новые подходы и приемы, планируют занятия.
Для нас также очень важно выстроить систему контроля качества образовательного процесса. Мы приняли решение — в следующем году проводить диагностики Московского центра качества образования, ВПР (Всероссийская проверочная работа), ISA (International Schools’ Assessment), Cambridge Checkpoints.
* International Baccalaureate — международный бакалавриат; MYP — программа международного бакалавриата для детей от 10 до 16 лет; DP IB — программа международного бакалавриата на получение диплома о полном среднем образовании; IGCSE (International General Certificate of Secondary Education) — академическая программа на получение международного сертификата об обязательном среднем образовании; ISA (International Schools’ Assessment) — тестирование международных школ; Cambridge Checkpoints — промежуточный этап программы IGCSE
* На правах рекламы