К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Ветер и пластик

Ветер и пластик
Многие компании понимают важность внедрения принципов экономики замкнутого цикла и новых бизнес-моделей. Мы спросили представителей крупных компаний об их опыте перехода на циркулярную экономику и трендах на этом рынке. Как корпорации внедряют принципы экономики замкнутого цикла?

Многие понимают важность внедрения принципов экономики замкнутого цикла и новых бизнес-моделей. Но это зачастую требует дополнительных инвестиций. И встает вопрос: насколько целесообразно и экономически выгодно переходить на новую экономику? Мы спросили представителей крупных компаний об их опыте перехода на циркулярную экономику и трендах на этом рынке.


Экономика замкнутого цикла помогает решить сразу несколько проблем: сэкономить ресурсы, повысить эффективность производства и снизить риски негативного влияния бизнеса на окружающую среду. Ресурсы планеты конечны, и с каждым годом их использование становится все дороже. Поэтому вторичные материалы в упаковке — это не только забота об экологии, но и в перспективе выгодные инвестиции. Целью Danone является не менее 25% переработанного пластика в общем объеме нашей упаковки к 2025 году и дальнейшее повышение этого показателя.

Кроме того, речь идет не только о прямой стоимости вторичных материалов в денежном эквиваленте. Как показал COVID-кризис, человек неразрывно связан с природой. Если бизнес не будет уделять должного внимания окружающей среде, возникающие экологические риски с каждым годом будут оказывать все более серьезное воздействие на качество жизни.

У нас есть несколько проектов в сфере циркулярной экономики. Например, технология «Метанайзер» по переработке пищевых отходов и получению из них энергии. Есть проект в области переработки мусора «Зеленые города»: мы с партнером установили в Липецке 500 контейнеров и ежемесячно собираем 30 тонн вторсырья, которое будет направлено на переработку и изготовление упаковочной тары Danone из вторичного пластика пищевого качества. Еще тестируем пилотные решения для замены пластиковых трубочек, а в прошлом году отказались от использования в нашей упаковке пластика третьего типа (PVC).

Тренд на развитие замкнутого цикла производства набирает популярность и в России. Так, ассоциация «РусПРО» разрабатывает стратегию расширенной ответственности производителей (РОП), включающую в себя реализацию самостоятельного сбора отходов упаковки членами ассоциации. Кроме того, за прошедший год на рынке появилось несколько инициатив по использованию вторичных материалов в упаковке потребительских товаров как в международных, так и в российских компаниях. Одновременно с этим сразу два крупнейших ретейлера представили свои стратегии устойчивого развития и рекомендации по применению экологичных материалов в упаковке товаров, которые мы учитываем в нашей деятельности.


В фудтехе есть целое направление стартапов, которые делают новые экологичные упаковки или специальные слои, которые можно наносить на фрукты и овощи, чтобы они дольше сохранялись и их не нужно было выбрасывать. Роль упаковки для пищевых продуктов меняется от пассивной (функции простого контейнера, защищающего содержимое продуктов питания от влаги, воздуха, микробов и механических повреждений) до активной. Активной называется упаковка, которая содержит специальные добавки (поглотители газов и влаги, ароматизаторы, антимикробные, ферментные препараты и другие). Она позволяет менять характеристики продуктов, защищать продукт от порчи в результате воздействия различных групп микроорганизмов, создавать оптимальную газовую среду внутри упаковки, давать информацию о сохранности и целостности упаковки и продукта, обеспечивать возможность регулирования температуры обработки продуктов питания.

$14 млрд составит рынок smart packaging к 2025 году

По нашим оценкам, рынок Smart Packaging к 2025 году составит $14 млрд при среднегодовом темпе роста 7,9%. Есть отличные примеры. Это компания Apeel, которая делает специальное покрытие для овощей и фруктов, чтобы они не портились. Она уже сотрудничает с крупными розничными сетями в США — Kroger, Costco и Harp Food Stores. Есть Cultiva. Они используют гидрофобную пленку для защиты плодов (фруктов, ягод) от растрескивания и воздействия дождей. Интеллектуальная и активная упаковка дает новые возможности, поэтому отмечается повышение интереса к этому сегменту со стороны инвесторов и крупных упаковочных компаний. При этом возрастает потребность в интегрированных комплексных решениях, а не отдельных компонентах, что приводит к росту стратегических партнерств и альянсов на этом рынке.

Также возрос интерес к здоровому образу жизни и экологии, который стимулирует развитие новых упаковочных решений, обеспечивающих безопасность продуктов питания. С помощью Smart Packaging возможно выстраивать более эффективное управление цепочками поставок и способствовать сохранению свежести продуктов питания, формировать и развивать прозрачность брендов при взаимодействии с потребителями, обеспечивать повышение качества продуктов питания, способствовать сокращению пищевых отходов.


На глобальном уровне компания ИКЕА на данный момент уже производит с помощью возобновляемых ресурсов столько же энергии, сколько потребляют все ее подразделения. В каких-то странах этот объем больше, в каких-то меньше, но в целом по миру этот показатель составляет 100%. Существует несколько вариантов работы с «зеленой» энергией: энергия генерируется на территории потребления; энергия генерируется удаленно, но собственными мощностями; имеет место получение «зеленых» сертификатов. Для нас предпочтителен первый вариант. И в ряде городов России компания ИКЕА уже пошла по этому пути.

100% составляет соотношение потребляемой и производимой компанией ИКЕА энергии

Например, в ИКЕА Омск установлено 120 солнечных коллекторов для нагрева воды. В Ростове-на-Дону — 60 панелей и 5 ветрогенераторов, которые питают насосы станции водоподготовки торгового центра МЕГА. Подобные проекты есть и в других городах — Казани, Самаре, Москве, Ново- сибирске. Наблюдается интерес к альтернативной энергии и со стороны наших покупателей. Недавно мы провели опрос среди членов клуба IKEA Family в Москве и выяснили, что почти половина покупателей потенциально готова приобрести и установить у себя дома солнечные панели при определенных условиях. В ассортименте магазинов ИКЕА в России они пока не представлены, но мы активно изучаем рынок.

В целом компания ИКЕА реализует множество экологических инициатив по всему миру. Например, сейчас мы стремимся к развитию такого сервиса, как сдача мебели в аренду, и уже предприняли ряд шагов в этом направлении. C августа 2019 года в России развивается сервис по выкупу детских кроваток и пеленальных столов ИКЕА. Покупатель может вернуть эти товары, и они снова будут продаваться в отделе уцененных товаров. С сентября ассортимент этого сервиса существенно расширится. Нам также интересно развитие в направлении повторного использования и переработки мебели, так как крупногабаритный мусор, в том числе мебель, составляет около четверти всех отходов на свалках. В Санкт-Петербурге мы запустили пилотный проект по сбору старой мебели, результаты которого превзошли наши ожидания. Мы собрали 33 контейнера мебели. Более 130 тонн мебели в итоге не отправились на свалку, а стали ресурсом для производства новой.

Мы стремимся к тому, чтобы к 2030 году все наше сырье было возобновляемым или переработанным. Мы потребляем 1% мировой коммерческой древесины и осознаем свою ответственность за сохранение ресурсов планеты.


Больше информации — в специальном разделе «Инвестиции со смыслом»


Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+