Зачем нужен индекс циркулярной экономики? В чем его ценность? И как пришла идея его создания?
В нашей инвестиционной философии заложена важная вещь — инвестируй в то, во что ты веришь. Экономика замкнутого цикла — одна из таких историй. Во время карантина стал популярен мем «Природа настолько очистилась, что...». Шутки шутками, но, действительно, часть производств остановилась, трафик в городах упал, количество выбросов СО2 уменьшилось. Безусловно, проблема сохранения планеты назрела, и необходимо искать пути, какими методами ее решать.
Одно из самых интересных решений, на наш взгляд, — перестройка бизнес-моделей компаний от линейного использования ресурсов к круговому, цикличному. В первую очередь в голову приходит классическая переработка от- ходов и их вторичное использование. Но в действительности это гораздо более интересный и широкий процесс: это и альтернативные источники энергии, и использование инновационных бизнес-моделей вроде Product-as-a-Service или той же шеринг-экономики. Создание индекса — это как раз возможность показать и рассказать нашим клиентам о том, что такое круговая экономика, как компании сейчас перестраивают свои модели и почему это может позитивно повлиять на их работу в будущем.
Это уже ваш третий индекс, основанный на ESG-подходе. Кому подойдет инвестирование именно в него?
Мы верим, что инвестиции не должны противоречить ценностям. Если для инвесторов экология и развитие глобального бизнеса — не взаимоисключающие понятия, а лишь вопрос поиска правильной бизнес-модели, то наш продукт — для них. Концепция круговой экономики близка инвесторам, которые уделяют особое внимание сектору технологий. Ведь по своей природе технологические компании больше ориентированы на круговую экономику, так как многие из них изначально выстроены на концепции шеринга. Это касается и облачных сервисов, избавляющих миллионы компаний от покупки собственных серверов, и современных сервисов такси и каршеринга, позволяющих полностью отказаться от владения собственным автомобилем.
У вас в индексе 18 компаний. И все они из очень разных отраслей. По каким критериям вы их отбирали?
В конструкции данного индекса мы не ориентировались на определенные отрасли, поскольку принципы цикличной экономики могут применяться в разных индустриях. В первую очередь мы смотрели на бизнес компаний. В исследовании компании Accenture выделяется пять основных бизнес-моделей круговой экономики: Circular Suppliers, Resource recovery, Product life extension, Sharing platform, Product as a service. И мы в своем анализе ориентировались на эти определения. Безусловно, мы также уделяли особое внимание инвестиционной привлекательности компаний с позиции традиционного финансового анализа, оценивали метрики ликвидности и капитализации компаний.
Сейчас ответственное инвестирование — когда из портфеля исключаются компании с недостаточным скорингом ESG (environmental, social and corporate governance) — становится мейнстримом. В то же время набирает обороты и альтернативный подход, когда компания необязательно обладает высоким рейтингом по критериям ESG, но трансформация ее бизнес-модели может свидетельствовать о правильных шагах в сторону решения основных вопросов в области экологии и использования ресурсов. Именно этот подход мы использовали в своем индексе.
В чем выгода для компаний придерживаться принципов циркулярной экономики? Почему их бизнес может быть более инвестиционно привлекательным?
Во-первых, это экономия ресурсов. Ведь в круговой экономике стоит задача использовать ресурсы как можно дольше внутри производственной цепочки. Соответственно, снижается объем необходимых ресурсов, а значит, и затраты. Во-вторых, это работа с рисками. Уже сегодня мы видим, что инвесторы глубоко озабочены неблагоприятным влиянием бизнеса на окружающую среду. Они пристально смотрят, как ведет себя компания с точки зрения экологии, и существует большое количество доступных инструментов для этого, в том числе и ESG-рейтинги. Очевидно, что инструменты по митигации экологических рисков будут все больше цениться инвесторами в ближайшие годы. В-третьих, это способ найти новые источники доходов.
Могут ли давно существующие крупные компании изменить свою бизнес-модель и начать работать по принципам циркулярной экономики?
Конечно, компании меньшего масштаба, особенно из сферы технологий, меняют принципы работы быстрее. Но если мы говорим о серьезном влиянии на экологию, масштаб компании очень важен. Хотелось бы, чтобы гиганты из традиционно экологически интенсивных и ресурсоемких отраслей поскорее начали пересматривать свои бизнес-модели. Примеры изменений уже есть и в крупном бизнесе. Корпорация Philips предложила вместо традиционной продажи лампочек бизнес-модель «свет-как-услуга». Производитель шин Michelin уже давно запустил линейку сервисных услуг в дополнение к своему традиционному бизнесу, что позволило оптимизировать и сократить их износ, а значит, и уровень использования ресурсов. Один из простейших шагов на пути к круговой экономике для крупного бизнеса — ориентация на экологические источники энергии. Тут мы видим серьезный прогресс.
В индексе нет российских компаний. Почему?
Россия только в начале пути к круговой экономике, и я верю, что у наших компаний есть шанс проявить себя в этом направлении. Но пока, к сожалению, наш рынок публичных акций недостаточно большой, чтобы можно было делать полноценный тематический продукт на основе российских эмитентов. Второй вопрос философский: что важнее — появление отечественных игроков, соответствующих требованиям круговой экономики, или формирование локального спроса на такие компании, который подталкивал бы остальных перестраивать свои бизнес-модели? Мы считаем, что инвесторы должны понимать важность ответственного инвестирования и роль бизнес-модели при выборе компаний. Именно поэтому мы делаем акцент на известных глобальных компаниях.
Больше информации — в специальном разделе «Инвестиции со смыслом»