Представьте, что ваша машина мчится ночью по бездорожью, у нее нет лобового стекла, фар и тормозов. Так яхтсменка Эллен Макартур описывала, как она попала в бурю в океане во время одиночного кругосветного плавания. Тогда, в 2005 году, все закончилось хорошо — Макартур поставила мировой рекорд, обогнув мир в одиночку на тримаране за 71 день и 14 часов. Спустя несколько лет Макартур закончила спортивную карьеру и в 2010 году основала фонд The Ellen Macarthur Foundation, занимающийся экологическими проблемами и, в частности, борющийся за то, чтобы компании переходили на циркулярную экономику (она же экономика замкнутого цикла).
Проблемы, которые пытается решить The Ellen Macarthur Foundation, во многом связаны с предыдущим увлечением яхтсменки. Ежегодно в мировой океан попадает до 10 млн тонн пластиковых отходов. И это одно из главных направлений работы фонда: повсеместный переход на экономику замкнутого цикла способен сократить объем выбрасываемого пластика за счет его переработки и вторичного использования. То же самое с бумагой и металлами. А из органического мусора можно получать биогаз, который потом используется в качестве топлива для автомобилей. Так, например, делает американская компания Waste Management.
Но циркулярная экономика не только заботится об экологии. Здесь имеет место еще и экономический эффект. Например, аналитики KPMG считают, что внедрение принципов экономики замкнутого цикла добавит в ВВП Австралии около $23 мл новых рабочих мест. А представители Еврокомиссии прогнозируют, что циркулярная экономика способна к 2030 году увеличить суммарное ВВП Евросоюза на 0,5% и создать около 700 000 новых рабочих мест.
Sberbank Private Banking, составляя индекс SPB Circular Economy, во многом вдох- новлялся идеями The Ellen MacArthur Foundation. «Мы давно и активно прорабатываем тему ответственного инвестирования в компании с высоким ESG-скорингом. Углубились в тему круговой экономики, и тогда родилась идея индекса», — говорит глава Sberbank Private Banking Евгения Тюрикова.
В индекс вошли 18 компаний, которые либо придерживаются принципов экономики замкнутого цикла, либо их бизнес-модель помогает продвижению циркулярной экономики. Второй критерий отбора — инвестиционная привлекательность бумаг компаний и потенциал роста в среднесрочной перспективе. Сфер довольно много — здравоохранение, технологический бизнес, электроэнергетика, промышленность, телекоммуникации, потребительские товары, автопромышленность.
Технологические компании составляют треть индекса. Аналитики Sberbank Private Banking утверждают, что эти компании больше других выигрывают от тенденций цифровизации экономики. Более того, технологические компании рождают новые бизнес-модели, которые отвечают принципам экономики замкнутого цикла. Например, во многом благодаря Uber стали популярными сервисы такси и снизилась стоимость поездок. А это прямая альтернатива владению собственным автомобилем. То же самое и с сервисами каршеринга, когда потребитель может арендовать автомобиль в любой момент и на любой срок. Все это решает проблему низкой эффективности использования автомобилей, которые находятся в собственности, и в конечном итоге положительно сказывается на экологии. Это касается не только шеринга автомобилей, а всей шеринговой экономики в целом.
Другие компании из индекса, например, Amazon и Microsoft, активно развивают облачные сервисы. Бизнес-модель Infrastructure-as-a-Service позволяет компаниям не покупать собственное оборудование, а задействовать сторонние мощности. При этом владельцы облачных сервисов оптимально загружают свое серверное оборудование, чтобы избежать простоев. Электронные отходы являются одними из самых быстрорастущих сегментов. По подсчетам Университета ООН в Вене, в 2018 году объем таких отходов достиг 48,5 млн тонн. При этом к 2050 году объем электронных отходов может вырасти до 120 млн тонн.
К электронным отходам относится не только компьютерная техника, но и бытовая техника, домашняя электроника, лампы. И эту проблему тоже можно решить с помощью новых бизнес-моделей. Например, Philips уже несколько лет продвигает модель Light-as-a-Service. Идея состоит в том, чтобы арендовать лампы: когда они придут в негодность, то компания их заменит, а старые отправит на переработку для дальнейшего использования в производстве. К 2025 году такую же модель Philips хочет внедрить и для медицинского оборудования.
Аналитики PwC отмечают, что большой вклад в продвижение принципов экономики замкнутого цикла вносит Индустрия 4.0. Так называют четвертую промышленную революцию, в ходе которой происходит цифровизация производств. Во-первых, появился интернет вещей, помогающий производителям получать больше данных как о производстве, так и об использовании продуктов. Во-вторых, роботизация позволяет, с одной стороны, избегать человеческих ошибок, а с другой — роботам можно не только передать часть задач, но и поручить новые, например, сортировку и переработку мусора. В-третьих, появляется промышленная 3D-печать, что дает возможность делать продукты по запросу в нужном количестве.
Новые технологии проникают и в классические сферы бизнеса. Например, производители потребительских товаров из индекса активно внедряют новые материалы в упаковке, чтобы повысить возможность переработки. Так, Merck в 2018 году пересмотрела дизайн упаковки и смогла на 20% снизить объем используемых материалов. Другие, такие как Adidas, стараются полностью переходить на производство из переработанных материалов. При этом есть новые технологические решения, способные значительно сократить объем мусора. Калифорнийская компания Apeel разработала специальное натуральное покрытие для овощей и фруктов, которое позволяет им в два раз дольше оставаться свежими. Так они могут дольше пролежать на полках магазинов, а значит, будет образовываться меньше органического мусора.
В индексе есть и представители альтернативной энергетики. Так, компания NextEra является одним из мировых лидеров в производстве солнечной и ветряной энергии. Альтернативная энергетика стала популярным трендом. О переходе на нее уже заявили такие гиганты, как Google и IKEA. А еще один участник индекса — компания Waste Managment, занимающаяся переработкой отходов, — перевела свой автопарк на биогаз, который она получает в процессе своей деятельности.
Представители The Ellen MacArthur Foundation утверждают, что внедрить принципы экономики замкнутого цикла можно практически во все сферы бизнеса. Конечно, многое зависит от компаний и инициатив снизу. Но целый ряд стран — например, Евросоюз, Китай, Япония — уже внедряют стратегию перехода от линейной экономики к циркулярной на государственном уровне. Выгоды очевидны — новые рабочие места, рост ВВП и забота об экологии.
Больше информации — в специальном разделе «Инвестиции со смыслом»