Критерий 1. Совпадают ли ваши взгляды на обучение?
Любой родитель хочет, чтобы его ребенок получил в школе прочные знания и задел для успешной жизни в будущем. Но, помимо приобретения фундаментальных знаний, нужно одновременно развивать гибкие навыки, главные из которых — умение взаимодействовать с другими, критически мыслить и творчески подходить к решению задач. «Выбор учебного заведения — большая ответственность и долгие инвестиции: школа фактически становится партнером семьи по воспитанию ребенка, — говорит Ольга Рагожина. — Поэтому до подписания документов мы обязательно объясняем родителям, в чем мы видим смысл современного образования, свою миссию и каковы наши особенности». Школа — это прежде всего культура и атмосфера. Ее принципы и требования к дисциплине должны быть созвучны ценностям семьи. В Павловской гимназии принято равенство всех перед установленными правилами. При дружелюбной и открытой атмосфере, которая в старших классах больше напоминает студенческую, есть незыблемый принцип заслуженных оценок, строгие требования к дисциплине, форме, правилам общения.
Критерий 2. Как подобрана педагогическая команда?
Современный учитель — это прежде всего навигатор в мире знаний, который должен уметь заинтересовать ребенка своим предметом. Время талантливых одиночек или «говорящих голов» прошло: проектный и междисциплинарный подход требует от учителей навыков коллаборации, гибкости мышления и непрерывного саморазвития. Все хорошие школы в этом смысле похожи: там учителя сами много учатся, находятся в творческом поиске и работают осознанно. Например, это касается применения успешных методик, которых довольно много, и пользоваться ими надо в зависимости от задач уроков и потребностей учеников. Для эффективной педагогической команды не имеет особого значения возраст и гендерный баланс. И понятие «команда» здесь не ради красного словца. Сильный учитель — это увлеченный профессионал, которые разделяет ценности школы и готов развиваться вместе с ее коллективом.
Критерий 3. Каким образом создается мотивация у детей?
Нет одного универсального инструмента для развития мотивации, на это должна работать вся образовательная среда. Сформировать ее — одна из ключевых задач современной школы. Учителю важно уметь связать свой предмет с тем, что интересно и знакомо ребенку, подобрать комфортный темп освоения материала и способ восприятия информации. Встречи с интересными людьми — учеными, предпринимателями, специалистами — позволяют создать представление о различных сферах взрослой жизни и вдохновить реальными примерами успеха. Школа должна обеспечить ученику возможность попробовать себя в разных областях, поэтому дополнительное образование не может быть довеском к основному — это часть развивающей среды. Кто-то выбирает теннис или борьбу, кто-то находит себя на театральной сцене или в рок-студии. Ребенку нужно быть в чем-то успешным, заметным, тогда он захочет вновь и вновь проявить себя. В такой школе всегда насыщенная жизнь: спектакли и мюзиклы, фестивали и соревнования. Здоровая состязательность — наверное, лучший способ показать детям, что настоящий успех возможен только за счет своего труда. В первую очередь это достигается за счет того, что ребенка учат правильно ставить цели, наблюдать и оценивать собственный прогресс. Главный человек, с которым он по-настоящему соревнуется, — он сам. Но не менее важным является возможность показать себя и научиться чему-то у своих сверстников на олимпиадах, конкурсах и соревнованиях. Не стоит забывать про систему поощрений за победы и достижения. Павловская гимназия ежегодно проводит Фестиваль успеха, где награждает учеников за выдающиеся результаты в разных областях. Существует открытый конкурс на бесплатное обучение в 8-х и 9-х классах, в котором гимназисты соревнуются наравне с учениками из других школ. Как результат — в гимназии создана мода на хорошую учебу.
Критерий 4. Есть ли преемственность в образовательной модели?
Важно, чтобы школа на протяжении всех лет обучения ребенка была последовательна в своих целях. Вы должны быть уверены, что при переходе ученика из начальной школы в основную парадигма не сменится на 360 градусов. «Мы развиваем навыки самоопределения и применяем индивидуальный подход с самого раннего возраста, — рассказывает Ольга Рагожина. — Уже в детском саду наши воспитанники раз в неделю пробуют прожить полдня по образовательному маршруту, который они сами составили. В начальной школе задача усложняется: они выбирают на один день занятия не только по предметам, но и по уровню сложности, сами перемещаются, у нас в это время даже звонков нет. Кроме того, они учат английский и занимаются математикой в группах разного уровня. Эти группы перемешаны из разных классов одной параллели. В старших классах мы переходим к профильному обучению и индивидуальным образовательным маршрутам. К этому моменту ученик хорошо понимает свои склонности и предпочтения, осознанно выбирает вуз и строит стратегию поступления».
Критерий 5. Чем школа может подтвердить успешность обучения?
В первую очередь это стабильно высокие результаты государственной итоговой аттестации, но не только. Победы учеников в олимпиадах по широкому кругу предметов говорят о том, что школа дает фундаментальное и разностороннее образование. Школа сегодня должна работать как агрегатор ресурсов, привлекая экспертов и практиков из самых разных компаний и сфер. Например, старшеклассников в Павловской гимназии обучали навыкам презентации и креативного мышления в партнерстве со Школой инноваций ИКРА и Дирекцией по инновациям телекомпании RT. А образовательные экскурсии на космодром Байконур нашли свое продолжение в проектах учеников, в которых они исследовали разные аспекты освоения космоса. Стоит обратить внимание на список вузов и разнообразие факультетов, куда поступают выпускники. Если среди них, допустим, есть стабильное ядро экономистов и управленцев, но каждый год оказываются еще и будущие медики, философы, химики, историки, инженеры — это показатель того, что здесь действительно нацелены на раскрытие потенциала каждого ребенка. Выпускник выходит из школы с четким осознанием того, чем он хочет заниматься дальше, и школа помогает ему в этом самоопределении.
Узнайте, подходит ли для вас Павловская гимназия на онлайн экскурсии по школе.
* На правах рекламы