Все те процессы, которые сегодня происходят в инфлюенсер-маркетинге можно сравнить с атмосферой мира Дикого Запада времен золотой лихорадки: большой потенциал, много денег, сама сфера еще не полностью регламентирована, много свободы. Это быстрорастущий — не менее чем на 50% в год — глобальный рынок. Компания mediacube находится в эпицентре этих процессов. Мы начали сотрудничать с YouTube в 2015 году, сегодня входим в топ-20 партнерских сетей и работаем с блогерами в 68 странах. За май 2020 года общее количество просмотров видео наших авторов составило 4 млрд.
Каким образом нашей изначально маленькой минской компании удалось выстроить международный бизнес? Обычно партнерские сети развиваются по принципу офлайн-присутствия. Свои усилия они направляют на то, чтобы создавать дружное комьюнити за счет увеличения человеческого общения и взаимодействия, тратят большие бюджеты на офлайн-мероприятия, вечеринки, тусовки и т. д. То есть продвигают себя через образ бро-продюсера. Так поступает большинство партнерских сетей, и сети в СНГ не исключение — российская Yoola и украинский Air работают по такому принципу. Это привлекательная модель, но у нее есть границы, потому что офлайн-присутствие очень ограничено географически, и конечно, здесь есть свои риски: в первую очередь они связаны с человеческим фактором. Сложно расширять штат комьюнити-менеджеров и не терять при этом в качестве сервиса. Мы работаем по-другому. Нас можно назвать в каком-то смысле неправильной партнерской сетью. Возможно, мы бы тоже развивали офлайн-коммуникацию, если бы стартовали не в Минске, а каком-либо мегаполисе вроде Москвы. Но мы еще и довольно поздно зашли на рынок, когда в СНГ уже были свои лидеры. И это заставило нас искать другие пути, другие способы быть конкурентными.
Мы сделали ставку на высокие технологии. Компания mediacube не может предложить всем блогерам классные вечеринки, бесконечные тусовки, модную движуху, но мы можем предложить сервисы и продукты, благодаря которым ютуберы будут зарабатывать больше. Мы мыслим mediacube как IT-экосистему и фактически работаем как IT-компания, что позволяет нам еще и использовать стратегию экспансивного роста. Дорого, долго и неэффективно открывать свой офис в каждой новой стране присутствия, устраивать там мастер-классы, обучающие семинары и тусовки. Гораздо перспективнее вкладывать эти деньги в развитие софта и таким образом конкурировать с компаниями в любых странах. За прошлый год компания mediacube показала рост выручки на 350%. Мало кто может похвастаться такими цифрами.
После подключения к нашей партнерской сети даже крупные YouTube-каналы в среднем увеличивают доходы на 100% за год. Только за последний год mediacube перечислил авторам контента $25 млн. Услуга «Экспресс Выплата», основанная на механике факторинга, позволяет при необходимости субсидировать блогера — он получает денежные средства еще до их фактического поступления от YouTube. Конечно, у нас есть и ограничения: мы берем каналы, у которых не менее 10 000 подписчиков и чей контент соответствует правилам YouTube. Но если мы верим в продукт и блогера и канал нам кажется перспективным, мы можем подключить его, даже если он не достиг указанной планки. К примеру, Влад А4, Артемий Лебедев, Слава Комисаренко — это те ютуберы, которые подключились к нам, когда у них еще не было нужного количества подписчиков. Мы не берем маленькие каналы, потому что, по сути, им не нужны — они могут справиться со своими проблемами самостоятельно. А вот у каналов с большой аудиторией и проблемы большие, которые мы можем и умеем решать. Собственно говоря, это одна из наших главных задач. Был случай, когда YouTube заблокировал канал «Приятный Ильдар» с 3,2-миллионной аудиторией, и мы смогли оперативно доказать, что нарушений политик платформы не было. Канал восстановили уже на следующий день. Но лишь 10% технических проблем, возникающих у авторов контента, нам приходится решать с офисом YouTube в Лондоне, с 90% мы справляемся самостоятельно.
Сегодня в нашей сети только половина авторов из СНГ, остальные — это блогеры из Латинской Америки, Индии, Турции, США, других стран. И мы активно увеличиваем наше присутствие во всем мире. Инфлюенсер-маркетинг — рынок исключительно динамичный и привлекательный. В 2019 году каждый $1, вложенный рекламодателем в коммуникацию с участием блогера, принес в среднем $5,7, а в некоторых сферах $18 дохода. Согласно прогнозам экспертов, совокупная выручка партнерских сетей вырастет с $3,8 млрд в 2018 году до $10 млрд в 2025 году. Большинство рекламистов и собственников бизнеса понимают, что здесь будущее маркетинга. Но в то же время это совсем непростая сфера. Как искать блогера, измерять эффективность, разобраться с оплатой?
Согласно последнему отчету Influencer Marketing Hub, 23% маркетологов и представителей агентств считают поиск блогеров и коммуникацию с ними сложной работой, еще 62% оценили эту коммуникацию как среднюю и чуть выше среднего по уровню сложности. О чем это говорит? Есть суперперспективный рынок, к которому многие представители брендов не знают, как подступиться. И если бы мы это не учитывали, то не вправе были бы говорить о себе как об экосистеме, решающей проблемы. У нас есть Stats — IT-продукт, содержащий данные о 35 млн каналов. Благодаря ему мы можем делать классную аналитику, таргетировать рекламные компании и т. д. Недавно мы сделали релиз нового продукта Anton, который избавляет от головной боли и маркетологов, и авторов контента. Он работает не только как база для поиска блогеров (искусственный интеллект осуществляет поиск по более чем 5 млн YouTube-каналов). Anton генерирует договор на основании выбранных условий сделки и позволяет компании осуществить платеж так, как удобно ей, а блогеру — получить деньги так, как хочется ему. Через PayPal, Payoneer, Wire Transfer, переводом на карту — всего задействовано более 10 вариантов, доступных практически во всех точках мира.
Мы понимаем, что нужно успеть отхватить свой кусок пирога на быстрорастущем рынке. Но при этом готовиться к временам, когда наша сфера замедлит свой рост. Будущее не может быть фиксированным, как и наша сфера, партнерские сети будут меняться, как и их перспективы. Выстраивание гибкой IT-экосистемы — открытой в глобальном плане, в которой появляются новые сервисы и обновляются существующие, — это тот путь, который позволяет удерживать свои позиции и развиваться. Умение отвечать на вызовы рынка и предвидеть эти вызовы, быть выгодным партнером для всех участников процесса (блогеров, брендов, видеоплатформ) — это, пожалуй, главный секрет успеха на рынке инфлюенсер-маркетинга.
* На правах рекламы