К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Анна Яковлева, Мосгосэкспертиза: «Нестандартный подход даст возможность оспорить лидерство на рынке»

Анна Яковлева, Мосгосэкспертиза: «Нестандартный подход даст возможность оспорить лидерство на рынке»
Строительная отрасль традиционно выступает одним из ключевых маркеров состояния экономики. По тому, как ведется работа с заказчиками, можно судить о перспективах преодоления кризисных явлений и дальнейшем росте. Мосгосэкспертиза, специализирующаяся на государственной экспертизе и профессиональном сопровождении проектов, не просто сохранила объемы работ, но и повысила качество клиентского сервиса в условиях массовой самоизоляции. О том, как государственный сервис помогает бизнес-сообществу, рассказывает руководитель Мосгосэкспертизы Анна Яковлева.

Как отразился на вашей деятельности переход на дистанционный формат?

В настоящий момент работы точно не меньше, чем прежде. По бюджетным проектам есть заранее утвержденные примерные графики поступления документации, по каждому объекту есть плановые сроки прохождения всех согласовательных процедур, включая экспертизу. Но к нам стали обращаться и многие частные заказчики, с которыми мы ранее не сотрудничали. И как раз за счет взаимодействия с ними у нас стабилен объем работы: с конца марта поступило более 2100 новых дел.

В чем причина такого расширения круга заказчиков?

Полагаю, в том, что мы смогли предложить своим партнерам сервис, позволяющий им не терять производственные мощности. Переводя в 2013 году процедуру госэкспертизы в электронный вид, мы работали на опережение, понимая, что за электронными сервисами будущее. Это в целом установка правительства Москвы под руководством мэра Сергея Собянина. Весь наш менеджмент построен на том, что все, что мы делаем заранее, дает нам безусловное преимущество перед любыми непредвиденными обстоятельствами. Конечно, в сложившейся ситуации многие бизнес-процессы пришлось трансформировать, но это был для нас быстрый и безболезненный переход. Во-первых, мы были не первыми, кому рекомендовали перейти на дистанционную работу. Это необходимый шаг в условиях пандемии, и мы осознавали, что нам тоже нужно быть готовыми перейти на работу в удаленном формате, не снизив эффективности своей деятельности. Во-вторых, нас можно назвать ведомством с высоким уровнем цифровизации — информационно-телекоммуникационная инфраструктура, разработанная и актуализируемая нашими сотрудниками и сотрудниками Департамента информационных технологий, позволяла нам и раньше использовать дистанционные сервисы для работы. Мы разработали автоматизированную информационную систему «Экспертиза», своевременно ее модернизировали, закупили необходимое оборудование с запасом, обучили персонал не только техническим аспектам, но и клиентскому сервису, даже начали внедрение технологий информационного моделирования в свою работу. Наш штатный состав и привлеченные специалисты научились взаимодействовать в дистанционном режиме, в том числе обмениваться данными и соблюдать сроки в неофисных условиях. В целом до 2020 года уже 40% сотрудников имели полностью настроенный удаленный доступ и успешно им пользовались. Сейчас, разумеется, 100% кадрового состава работают удаленно.

Как у вас сейчас организована связь с экспертами?

С помощью трех классических инструментов: рабочей электронной почты, доступ к которой есть у всех наших сотрудников, телефонов (как рабочих, переадресация с которых настроена у всех экспертов, так и мобильных) и видеоконференций. Заявитель может, как и раньше, оформить заявку на прием эксперта на портале mos.ru или в АИС «Экспертиза» и после подтверждения записи созвониться с ним и обсудить все возникающие вопросы лично. Мы сами тоже активно пользуемся видеосвязью: все наши совещания проходят в видеоформате, и в каком-то смысле это очень сближает коллектив. Мы вместе работаем для того, чтобы все сроки были соблюдены, проекты получили качественные и объективные заключения, были реализованы в соответствии со всеми требованиями по безопасности и надежности, несмотря ни на какие внешние условия и вызовы. Каждый наш сотрудник понимает личную ответственность в сохранении стабильной работы как организации, так и строительной отрасли, поэтому наша эффективность от перехода на удаленный режим не пострадала.

Зачем была создана АИС «Экспертиза», как она работает?

Это полноценный электронный сервис для работы экспертов и заявителей. Наша система позволяет загружать весь комплект необходимой документации в электронном виде, вносить замечания и изменения, отслеживать их, заполнять заявки на видеосвязь с экспертом. Кроме того, она содержит данные обо всех сотрудниках, участвующих в рассмотрении, а значит, у наших заявителей всегда есть возможность пообщаться с нужным специалистом. Система доступна и устойчиво работает круглосуточно, имеет прямую интеграцию с сервисом госуслуг на mos.ru. Именно в нашу систему заказчику предоставляется доступ после подачи заявления на получение госуслуги через сайт мэра Москвы или сайт mgexp.ru для негосударственных услуг организации.

Какие еще услуги сейчас полезны вашим заказчикам? На что есть запрос?

На технологический и ценовой аудит (ТЦА) и консалтинг. В условиях самоизоляции, при отсутствии прямого личного контакта и некоторой неопределенности, инвесторы стараются не рисковать потерей времени на исправление недочетов и повторную экспертизу, они хотят быть уверенными в качестве проекта с самого начала. И если, на их взгляд, квалификации их проектных бюро или штатных проектировщиков недостаточно, они обращаются за консультацией к нашим экспертам до прохождения государственной экспертизы. В таком формате они могут обсудить не только соответствие проекта нормативам, но и его техническую, технологическую, финансовую эффективность. Поэтому сейчас многие наши заказчики предпочитают перестраховаться и отточить проект.

В чем разница ТЦА и консалтинга?

ТЦА проводится на предпроектной стадии разработки, консалтинг — чаще на проектной. То есть в первом случае речь идет о предварительной оценке эффективности проекта, а во втором — об анализе уже принятых проектных решений.

Ранняя оценка эффективности в рамках процедуры ТЦА позволяет оптимизировать весь процесс реализации и избежать возможных недочетов. Строительной организации бывает сложно своими силами провести оценку всех экономических, технических и технологических характеристик для масштабных комплексных проектов. Концепция может быть блестящей, но без технически выверенной реализации она может сыграть против застройщика: изъяны проекта будут вызывать неудобства у потребителей, а экономическая нецелесообразность снизит возможности для дальнейшего развития компании.

Для каких организаций обязательно прохождение ТЦА?

К нам обращаются организации, которые получают крупные инвестиционные проекты на федеральном уровне, то есть свыше 1,5 млрд рублей — это предусмотрено законодательством. Во всех остальных случаях ТЦА проводится исключительно по усмотрению заявителя: это может быть заказчик строительства, застройщик, проектная организация. ТЦА может пройти любая организация, и особенно популярна эта услуга у федеральных ресурсоснабжающих компаний.

Сколько проектов проходят аудит в Мосгосэкспертизе? 

Например, в 2019 году ТЦА был проведен для 77 проектов. Мы одни из лидеров рынка ТЦА в России: с 2017 года Мосгосэкспертиза ежегодно входит в топ рейтинга Национального объединения технологических и ценовых аудиторов (НО ТЦА) в категории «Ведущие компании в области ТЦА и обоснования инвестиций». У организации есть опыт проведения технологического и ценового аудита и обоснования инвестиций для таких объектов, как участки Северо-Восточной хорды и Южной рокады в Москве, а также нефтегазовое месторождение Бока де Харуко на Кубе.

А почему требуется консалтинг? С квалификацией проектировщиков такие серьезные проблемы, что приходится обращаться за помощью экспертов?

Проблема с квалификацией не так глобальна. Проектировщик и эксперт — все же разные ипостаси, их не совсем корректно сравнивать в таком ключе. Высококвалифицированный эксперт имеет не только фактическое подтверждение своего статуса (аттестацию Минстроя России на право подготовки заключений), но и большой опыт собственной проектной работы за плечами, равно как и опыт рассмотрения проектов, созданных другими. Обращение за консультацией не всегда свидетельствует о недостатке образования у проектировщиков, просто эксперт видит ошибки и неточности с первого взгляда, потому что это его работа. В любом случае при наличии времени и возможностей сейчас их необходимо инвестировать в образование специалисту с любым уровнем квалификации. Это тот ресурс, который действительно способен защитить от кризиса.

Технически насколько сейчас бесперебойна ваша работа?

Мы постарались учесть все непредвиденные обстоятельства. Как я уже говорила, 100% сотрудников успешно переведены на удаленную работу, но некоторые из них — в первую очередь специалисты, отвечающие за работоспособность коммуникаций, — до сих пор имеют доступ в здание и посменно дежурят, чтобы в случае любой неполадки быстро ее устранить. В принципе и каждый наш эксперт имеет представление о том, как решить мелкие технические проблемы: мы заранее провели инструктаж, и, кроме того, с ними всегда на связи служба поддержки.

Многие специалисты отмечают, что удаленная работа сложна в первую очередь психологически, могут возникнуть проблемы с мотивацией. Как вы справляетесь с этим?

Эта проблема нас не коснулась. У нас очень замотивированные сотрудники. Когда я говорю про осознание личной ответственности, это не образное выражение. Наши эксперты принимают участие в реализации самых масштабных и сложных проектов, самых важных социальных, транспортных, жилых объектов. И они, как никто другой, понимают, что от них зависит. Город живет и развивается, пока он строится. Мы не вправе остановить или замедлить свою работу — от ее результатов слишком многое зависит.

Очевидно, что ограничительные меры серьезно повлияют на дальнейшее развитие всех отраслей экономики. Как изменится сфера строительства?

Трудно говорить о том, что только еще формируется как концепт, но, на мой взгляд, в оптимистичном сценарии нынешняя ситуация должна подстегнуть сферу электронных услуг и электронного взаимодействия. Огромное количество функциональных, эффективных разработок стали ответом на серьезные вызовы своего времени. Сейчас те, кто сможет найти нестандартный подход к решению своих корпоративных задач, получат возможность оспорить лидерство на рынке, внедрить то, что обсуждалось как отдаленная перспектива. И, возможно, это тот самый плюс, который всем нам так хочется увидеть в этой непростой ситуации.

* На правах рекламы

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+