Насколько часто вы сталкиваетесь со стереотипом, что стоматология — это страшно и больно?
Этот стереотип по-прежнему существует. Опять же тут наблюдается сильный разрыв между поколениями: люди старше 50 лет практически все боятся стоматологов, что неудивительно — они помнят еще те времена, когда обезболивание было роскошью. У нас были ситуации, когда, например, по реакции сердечно-сосудистой системы пациента мы видели, что он испытывает буквально животный страх. Нам приходится тратить много времени, чтобы пациент поверил, что лечение у стоматолога — это не страшно. Кроме того, у нас есть и общее обезболивание. Некоторым пациентам легче действовать по схеме «уснул — проснулся — готово», чем побороть страх боли и преодолеть психологический барьер.
Лично вам приходится брать на себя и роль психотерапевта для пациентов?
Это прямая обязанность врача. В мединститутах есть предмет «Пропедевтика», который учит обследовать пациента и получать полную информацию о его здоровье. На одном из первых занятий объясняют, как задавать вопросы, расположить пациента на откровенность и добиться взаимопонимания, чтобы сформировать правильное представление о болезни. Когда-то я шел в медицину с романтическими представлениями — мне казалось, это искусство. Потом был момент, когда я решил, что ошибся. Врачебный опыт доказал мне, что изначально я был прав: это тонкое искусство, творчество, хотя внешне и циничное. К сожалению, в бесплатной государственной медицине все тонкости теряются, как искусство кулинарии — в армейской кухне. Когда пациент приходит к нам, мы понимаем, что должны получить индивидуальный результат, в полной мере это относится и к общению.
Как появилась ваша клиника? Почему вы занялись стоматологией после многих лет работы хирургом?
По ряду обстоятельств, в том числе связанных с печальной ситуацией в государственной медицине, я понял, что надо что-то менять, чтобы сохраниться в профессии, и решил двигаться в сторону коммерческой медицины. Стоматологию выбрал по нескольким причинам: во-первых, проблема доступности современного оборудования во многом решена, и стоматологические клиники быстрее окупаются. Во-вторых, стоматология — технологически развитая, но крайне атомизированная область медицины. Стоматологи — индивидуалисты, а каждый доктор не может знать всех нюансов. Мой опыт работы с проблемами внедрения международных стандартов подсказал, что клинику нужно строить по системному принципу, когда интеграция технологий, знаний и опыта врачей позволяет добиться качественного лечебного результата. Это стало нашим конкурентным преимуществом. Мы рассматриваем пациента, как бы сухо это ни звучало, единой биологической системой, где всё зависит от всего, и которую мы должны бережно и технологично восстановить.
Подразумевается комплексный подход к диагностике и лечению?
Да, именно так. Зуб — он существует не отдельно от тела. Я всегда говорил своим студентам: если бы пациент мог сдавать свои зубы в мастерскую, как телефон или ключи, было бы идеально. К сожалению, это работает иначе: есть организм, где происходит масса процессов, которые нужно учитывать при лечении зубов. Например, такое распространенное заболевание, как сахарный диабет, оказывает сильное влияние на все, что происходит в ротовой полости, и стоматолог должен это знать и учитывать.
Частная клиника — это бизнес и, помимо знания отрасли, требует управленческих навыков. Вам пришлось чему-то дополнительно учиться?
За годы своей профессиональной деятельности я занимал разные руководящие должности в крупных больницах. Тем не менее, есть несколько вещей, которым все же пришлось научиться, хотя изначально я считал, что ничего особенного в них нет. Первое — финансовой учет и отношения маленького коммерческого предприятия с госорганами. Второе — эффективное управление ресурсами. Коммерческое предприятие обладает и распоряжается только теми средствами, которые само зарабатывает. Многие считают, что коммерческая медицина часто работает в ущерб качеству. В действительности все ровно наоборот. Качественное лечение — это наше главное, а иногда единственное, преимущество перед конкурентами и государственными клиниками. Коммерческие компании чувствуют себя свободнее в выборе современных материалов и оборудования, чтобы добиваться нужного качества. В государственных лечебных учреждениях на этот счет сложнее. Проблема лишь в том, что стоят они дорого, все импортное.
Из чего сейчас складывается стоимость стоматологических услуг?
В первую очередь это материалы, технологии и оплата работы персонала. Они определяют уровень качества. Приведу простой пример. Многие знают о такой неприятной вещи, как лечение каналов корня зуба. Количество каналов разное. Чтобы качественно вылечить зуб, надо найти все каналы и запломбировать их должным образом. Ранее специалисты пропускали дополнительные каналы при лечении и, как следствие, не могли добиться удачных результатов. Проблема в том, что увидеть такие каналы можно только под микроскопом, стоимость которого — около €30 000. Безусловно, уровень врачей тоже очень влияет на цену лечения. Мы работаем с врачами с высоким профессиональным уровнем, а чем врач профессиональнее, тем он дороже.
Существуют ли услуги, на которых можно сэкономить без ущерба для здоровья?
Прежде всего пациент должен задать себе вопрос, хочет ли он вообще экономить на своем здоровье — одном из самых главных ресурсов человека, без которого сложно, а часто невозможно получить все остальное. Крайне вредное и лукавое выражение, которым пользовались в Советском Союзе и повторяют до сих пор, — бесплатная медицина. Это нонсенс. Медицина — дорогостоящая отрасль, вопрос лишь в том, кто за нее платит: государство или пациент? Я уверен, что медицина — не то, на чем нужно экономить. Здоровье человека лежит в основе экономического успеха, и его, и государства. Поговорка «скупой платит дважды» очень хорошо здесь подходит. На чем бы вы ни сэкономили, вы в итоге все равно заплатите — только спустя 10, 20 или 30 лет и в несколько раз дороже. Я переформулировал бы ваш вопрос: не на чем можно экономить, а как это делать? Ответ тут очень простой: профилактика и регулярность. Я всегда говорю: если посчитать, сколько среднестатистическая женщина тратит в год на маникюр и парикмахера, то сумма получится весьма приличная. А для того, чтобы хорошо выглядеть, в первую очередь надо быть здоровым. Знакомые парикмахеры как-то поделились с нами финансовыми данными, и мы сравнили их с суммами, которые нужны на регулярное, дважды в год, посещение стоматолога для поддержания зубов в здоровом состоянии. Вы удивитесь, но услуги только парикмахера оказались в два раза дороже.
* На правах рекламы