Группа ВТБ проводит на платформе так называемые малоценные закупки (не требующие проведения тендера) и в феврале 2019 года подключила к ней «Портал поставщиков» правительства Москвы. Портал позволил банку еще и расширить клиентскую базу: для участников «ВТБ Бизнес-Коннекта» предусмотрено кредитование сделок, банковские гарантии и расчетное обслуживание. Платформа интегрирована с крупнейшими международными маркетплейсами — таким образом, малый и средний бизнес могут продавать свои товары по всему миру через единый интерфейс. Система способна выдерживать серьезные ежедневные нагрузки, обеспечивая сейчас взаимодействие 20 300 поставщиков, десятков тысяч покупателей и проведение свыше 23 000 торговых процедур через каталог более чем с миллионным ассортиментом. Разработала и внедрила эту платформу компания AGORA. Автоматизированные B2B-системы — это ее специализация. Через уже запущенные проекты осуществляются закупки на 100 млрд рублей в год. AGORA следует актуальному рыночному тренду: вслед за массовым внедрением B2С-платформ пришло время B2B.
Технологии стремительно меняют торговлю. Сегодня за товарами повседневного спроса рядовой покупатель скорее отправится не в ближайший магазин, а на его сайт, экономя и время, и деньги. Удешевить товары в интернете позволяет сокращение издержек внутри товаропроводящих цепочек: работа напрямую с производителями, отсутствие трат на логистику и соответствующие лицензии, минимизация сроков документооборота и влияния человеческого фактора. Поэтому и бизнес в целом предпочитает вести сделки в цифровом формате. Объем B2B-продаж в мировом масштабе, по оценкам аналитических агентств, уже втрое превышает объемы B2C. И Россия уже встроилась в этот глобальный тренд.
Опереться на облако
Сегодня цифровизация торговли — это в первую очередь универсализация: все услуги в одном окне, вся покупка в один клик, все возможности в одном приложении. А бизнесу IT-решения дают почти безграничные возможности оптимизации процессов: оперативно можно узнать о наличии продукции на складе, оформить бухгалтерские документы и приобрести сотню, а то и тысячу товаров за одну транзакцию. Причем сделать это с любого устройства в любой день и час недели. Также просто отладить работу с клиентами и полностью автоматизировать весь учет через собственную B2B-платформу. Все это ведет к росту продаж и расширению клиентской базы, снижает издержки и повышает прибыль. И, кроме того, есть новые реалии: хочешь выходить на внешние рынки — цифровизируйся.
Портфель осуществленных проектов AGORA уже насчитывает свыше 400 кейсов из разных секторов бизнеса. Среди них немало проектов для крупнейших международных компаний. Например, российская «дочка» компании Michelin, знаменитого производителя шин, в 2017 году внедрила у себя облачный B2B-портал от AGORA. «Изначально стояла задача — создать закрытый промышленный портал с глубоким функционалом для нашей дистрибьюторской сети, — рассказывает представитель Michelin. — В процессе сотрудничества с AGORA нам предлагали реализацию некоторых вопросов более удачными способами, чем предполагалось сначала. Результат совместной работы удовлетворяет нашу компанию по всем показателям». Облачный B2B-портал позволяет Michelin в режиме реального времени взаимодействовать с большим потоком контрагентов, у каждого из которых есть личный кабинет, персонализированный каталог и ценовые условия. Действует эффективная онлайн-схема отгрузки мелким дилерам со складов дистрибьюторов и автоматизированная обработка заказов от крупных автопарков и марки Renault. История операций дистрибьюторской сети непрерывно обновляется, что позволяет более точно прогнозировать объемы поставок на склады.
Выгоду в квалифицированном IT-решении видят и компании из сферы среднего бизнеса. Производителю смарт-терминалов и сопутствующих приложений «Эвотор» понадобился B2B-портал, способный стабильно функционировать с большим количеством заказов и пользователей, одновременно работающих в системе (свыше 2000 дилеров, причем прогнозировался дальнейший рост их количества). Благодаря облачному решению от AGORA процесс продаж терминалов, услуг, комплектующих и расходников был максимально автоматизирован. Каждый дилер обзавелся личным кабинетом и персонализированным каталогом с опцией отслеживания заказов. Результат — ощутимая для компании экономия времени и финансовых ресурсов.
Универмаги особого назначения
Темпы роста российского рынка электронных закупок измеряются двузначными цифрами. Так, в 2018 году средние объемы закупок участников рейтинга RAEX-600 увеличились почти на 20%. Электронными торговыми площадками (ЭТП) сейчас пользуются 82% компаний из топ-200. Причем среди тех, кто внедрил электронные закупки в 2019 году, выбор в пользу независимых ЭТП сделали 70% компаний.
При этом «миграция» крупнейших заказчиков между площадками усилилась. В целом потребности рынка в электронных закупках далеко еще не закрыты, конкуренция растет, и действующие площадки модернизируются, чтобы сохранить и упрочить свои позиции.
Означает ли это, что развитие независимых ЭТП убивает потребность в корпоративных площадках? Нет, комбинированные возможности выводят их на принципиально новый уровень. Банк ВТБ уже провел через «ВТБ Бизнес-Коннект» малоценные закупки на сумму 12 млрд рублей. Формат маркетплейса, дающий возможность объединить на одном ресурсе тысячи поставщиков и контрагентов, оказался очень полезным для корпоративных нужд. «B2B-маркетплейс создается по аналогии с розничными маркетплейсами, но специально для оптовиков. Здесь есть несколько вариантов интерфейсов торговой площадки, ряд предустановленных модулей, интеграция с учетными системами и множество других возможностей», — объясняют в AGORA. По словам представителя Группы ВТБ, проектный отдел банка провел тщательный мониторинг предлагаемых на рынке решений и компаний, и выбор, сделанный в пользу AGORA, оправдал ожидания.
Компания «Рэйл Альянс», входящая в «Трансмашхолдинг», запустила свою ЭТП в январе 2019 года. «Рэйл Альянс» поставляет широкий спектр комплектующих для РЖД, Московского метрополитена, а также предприятий транспортного машиностроения. Закупочные процедуры независимо от объема могут вестись в параллельном режиме, без снижения работоспособности всей системы. ЭТП глубоко адаптирована под бизнес-процессы и специфику холдинга и позволяет управлять через ERP большей частью рабочих процессов. При этом встроенный в систему корпоративный магазин обеспечивает клиентам — закупщику предприятия и даже мастеру цеха — возможность в один клик заказывать детали на поставку в торговый дом. А интеграция ЭТП с логистической платформой холдинга позволяет тут же рассчитать стоимость доставки и подобрать оптимальную логистическую компанию. Все операции проводятся онлайн и в режиме одного окна через платформу AGORA.
Экономика гибкости
По итогам 2019 года российский рынок электронной коммерции достиг 2,8 трлн рублей, а к 2023-му, по оценкам агентства Reprise, превысит 5,1 трлн рублей. И те компании, которые сегодня не стремятся в онлайн, через три года рискуют остаться вне рынка.
Журнал «За Рулем» в 2017 году задумал открыть свой маркетплейс для максимально эффективного использования читательского трафика. То есть наладить продажу новых шин и колесных дисков тем, кто регулярно заходит на сайт издания. В итоге «За Рулем» запустил маркетплейс на платформе AGORA — с множеством полезных опций (в том числе шинным калькулятором и подбором по марке автомобиля), удобным онлайн-каталогом и возможностью отправить заказ онлайн.
Компания «Европа уно трейд», продающая товары для праздников под маркой «Веселая затея», — это бизнес с 25-летней историей. В 2019 году она решилась внедрить облачный B2B-портал на базе платформы AGORA, способный стабильно работать при очень высокой ежедневной загрузке и принимать как единичные заказы, так и мультизаявки на 1500 позиций и даже больше. В итоге у «Веселой затеи» появился удобный интернет-магазин с персонализацией по каналам сбыта: оптовая торговля, дистрибуция, франчайзинг, сетевая торговля, несетевая розница, частные онлайн-продажи. Помимо комфорта для покупателей, «Европа уно трейд» получила возможность в ежеминутном режиме контролировать логистику и складские остатки — для компании, прайс-лист которой насчитывает более 35 000 позиций, это чрезвычайно важно.
Гибкость и скорость — это основные требования времени. Сегодня выдерживать диктуемые рынком темп и маневренность бизнесу помогают цифровые B2B-решения. Достаточно сказать, что в компаниях, где были внедрены платформы от AGORA, вдвое ускорялся электронный документооборот и в разы снижалась нагрузка на менеджеров, занятых обработкой заказов и обслуживанием клиентов.
Те же самые требования AGORA учитывает и в собственном бизнесе. В основе ее продуктов базовое коробочное решение, которое дорабатывается по модульному типу под нужды заказчика до необходимой конфигурации. В арсенале AGORA есть свыше 200 модулей, что позволяет закрывать потребности как малого и среднего бизнеса, так и больших корпораций. Такой подход существенно экономит средства на внедрение облачной платформы и в целом снижает стоимость проекта — компании не нужно приобретать ни само программное обеспечение, ни более мощные компьютеры для его установки. Весь процесс занимает от одной недели, и скорость внедрения даже самых сложных вариантов заметно отличается от стандартной кастомной разработки с нуля. «Готовое решение AGORA позволило в короткий срок запустить проект», — отмечают в Группе ВТБ.
Важность своевременного внедрения актуальных B2B-систем подтверждается цифрами. Эксперты считают онлайн-коммерцию самым быстроразвивающимся сегментом российской экономики с ежегодным приростом в 26%. Рост рынка одновременно означает и рост конкуренции. По словам основателя самого известного в мире онлайн-маркетплейса, чтобы преуспеть в таких условиях, необязательно быть лучшим по ценам, главное — стать лучшим по сервису и инновациям. Облачные B2B-платформы, настроенные на персонализацию взаимодействий с покупателями и максимальный учет их запросов и потребностей, как раз дают компаниям неоспоримое конкурентное преимущество.
12 +
* На правах рекламы