К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Лидер не должен думать только категориями денег

Лидер не должен думать только категориями денег
Мир меняется быстрее, чем бизнесмены успевают собрать стратегическое совещание cовета директоров. Любой технологический прорыв, геополитические потрясения, радикальные изменения вкусов и поведения потребителей и множество прочих факторов способно подорвать даже самую продуманную бизнес-стратегию. Как искать пути преодоления неопределенности? Что такое сценарное планирование и как менеджерам подготовиться к возможному возникновению нестандартных ситуаций? Директор программы Executive MBA Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС Ашот Сеферян считает, что верные решения находятся на стыке разных практик и отраслей знаний

Что движет успешными бизнесменами, которые приходят учиться на Executive MBA?

Бизнесмены приходят не только и не столько за новыми знаниями. Наши слушатели хотят не столько учиться, сколько развиваться. Они приходят поделиться своим опытом, мыслями, сомнениями и получить обратную связь от сокурсников, мыслящих на той же волне. Они хотят, чтобы их видение ушло далеко за сегодняшний горизонт. Человек без видения своего будущего возвращается в свое прошлое. Слушатели на программе не только берут, но и дают, их можно разделить на две категории: «процессники» и «фантазеры». «Процессники» задумываются о том, что существуют не только инструкции, но и фантазии. А «фантазеры» опускают свои воздушные замки на грешную землю и осознают, что бизнес не делается по щелчку. Такой синергетический эффект полезен. Когда вы варитесь внутри сообщества, то находите новые решения и не противитесь новым идеям. А сбалансированная учебная программа и хорошо подобранная группа слушателей позволяют комфортно и эффективно обсуждать управленческие и ментальные проблемы топ-менеджеров. Личностное развитие — один из главных элементов программы. «Я получил хороший интеллектуальный пинок» — это фраза одного из выпускников программы. Поэтому у нас тесно переплетены экономические, управленческие и гуманитарные знания, это позволяет целостно взглянуть на окружающий мир и правильно формулировать вопросы.

Любому изменению или гениальной идее предшествует вопрос, а уже за ним следует стратегия — это движение от мечты к плану.

Каким образом вы формируете учебную программу, находите нужный баланс?

Взрослый и достаточно опытный руководитель хочет в первую очередь систематизировать имеющийся багаж знаний и опыта. Вместе с тем ему очень важно соотнести свои знания и достижения с аналогичным багажом других слушателей и сложившимися практиками. Раньше все уповали лишь на кейсы как образцы эффективного бизнес-опыта. Но сейчас, в условиях постоянных изменений, мы не можем позволить себе использовать лишь этот инструмент — это будет похоже на вождение с использованием лишь зеркала заднего вида. Вообще наивно надеяться, что на какой-либо программе вам вручат своеобразный золотой ключик к успеху или дадут эффективную технологию на все случаи жизни. Мы живем в мире сценариев. Например, перед поездкой в отпуск мы прокручиваем в голове несколько вариантов: хороший, плохой, нейтральный. И по мере протекания отпуска эти сценарии переписываются, мы переходим от одного к другому. В бизнесе так же. Только временные промежутки больше и могут исчисляться месяцами и годами. Мы часто произносим словосочетание «искусство управления», подразумевая под этим лишь мастерство руководителя. На самом деле менеджмент и искусство имеют значительно больше общего. Поэтому на программе для топ-менеджеров говорят не только о бизнесе и лидерстве, но и об искусстве. Зачем? Любой театр работает по сценариям, которые корректируются по мере действия.

Прежде чем написать картину, художнику нужно увидеть ее внутри себя. Точно так же предприниматель сначала должен увидеть бизнес — причем не деньги, которые станут возможным результатом, а человека, ради которого он это делает.

То есть успех нельзя мерить лишь прибылью?

Боюсь, что  одних денег тут будет маловато. Чем больше человек зарабатывает, тем яснее сознает, что не получает ожидаемой свободы. Конечно, для кого-то деньги могут быть целью в жизни. Но этот кто-то должен понимать: деньги почти никогда не приносят отдачи, на которую рассчитывали изначально. Это как в инвестициях: можно вложить миллиарды долларов в перспективную идею, но вдруг выясняется, что для успеха этого недостаточно. Почему так получается? Одна из причин в том, что управленцы, которые получают инвестиции на развитие компании, не могут увлечь людей. Потому что в головах самих управленцев одна цель на будущее — заработать много денег. Лидеру нужно нечто большее.

Нечто большее — это жизненная философия, помимо умения зарабатывать деньги?

Хороший вопрос, и на него нет простого ответа. Возьмем в качестве примера страны Юго-Восточной Азии и Китая. Почему они так бурно развивались? Ведь дело не только в дешевизне рабочей силы или трудолюбии населения. Азиатская ментальность складывалась под влиянием конфуцианства и буддизма. Не каждый житель Азии придерживается религиозных канонов, но определенная высшая идея доминирует в обществе. Важнейшей чертой восточного мировоззрения является постулат о единстве всех сфер жизни. Любой процесс, будь то в бизнесе, политике или искусстве, — все подчинено одним законам. Различаются только конкретные их проявления. Соответственно, любой, кто постигает эти базовые законы, обречен на успех и в деловой, и в личной жизни. Когда лидер дополняет свою деятельность некой философией, то получает прочную связку, перешибить которую сложно. Именно поэтому на программе Executive MBA все чаще затрагиваются вопросы жизненных ориентиров и личностного развития.

Есть ли обязательный вопрос, который вы задаете поступающим на вашу программу?

Он очень простой: «Зачем?» Зачем взрослый, образованный и достаточно успешный человек задумывается об обучении? Что толкает его к изменению привычного и часто комфортного образа жизни? Ему необходим диплом? Или это требование собственника, начальника или окружающего его бизнес-сообщества? Это важно знать прежде всего самому слушателю. Нельзя рассматривать обучение как некий модный тренд или следовать неким шаблонам. Не надо загонять себя в прокрустово ложе. Самые успешные люди и компании — это те, которые не похожи на доминирующее большинство. Мы стараемся набирать в учебные группы бизнесменов, представляющих не только разные регионы России, но и сопредельные страны. Слушатели должны научиться понимать менталитет и устремления друг друга. Они должны быть мотивированы к личным изменениям, которые они в дальнейшем смогут перенести на окружающую действительность. Программа старается изменить их мышление с тем, чтобы они перестали думать только категориями денег и расширяли горизонты своего видения, что неминуемо отразится на их карьере.

Обучение может стать одним из путей к самопознанию и самореализации.

* На правах рекламы

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+