Компания только что провела ребрендинг. Сменила логотип. Зачем?
Как вы знаете, компании уже 25 лет, и сейчас идет естественный процесс ее омоложения и перенастройки — как снаружи, так и внутри. Средний возраст наших сотрудников теперь — около 32 лет. Омоложение отразилось и в логотипе: общемировая тенденция — все делать проще, лаконичнее и понятнее. Мы пытаемся идти в ногу со временем.
Это дань моде или вы реагируете на изменившиеся запросы со стороны клиентов?
Запросы клиентов меняются, и очень быстро. 20–25 лет назад роскошью была квартира в сталинской высотке. Потом клубные дома с золотой лепниной внутри, но при этом с видом на обшарпанную пятиэтажку с мужиком в трусах на балконе. Сейчас же запросы у людей другие. Каждый проект должен создавать определенную среду.
Можете привести примеры?
Мы сейчас с вами находимся на нашем проекте, который называется The Residences at Mandarin Oriental, Moscow. Если сравнивать, то ему близок по духу One Hyde Park в Лондоне. Это самая дорогая недвижимость в мире: квадратный метр в нем стоит порядка 60 000 фунтов стерлингов. Есть также комплекс Mandarin Oriental в Нью-Йорке, там самые высокие цены в городе. При этом, я думаю, что нам здесь удалось сделать больше, чем в этих проектах. В том же One Hyde Park, как и у нас, обслуживание осуществляет компания Mandarin Oriental. Дом смотрит на парк, но при этом стоит на восьмиполосной дороге. Нам же удалось построить комплекс зданий, которые создают определенную закрытую среду, причем прямо напротив Кремля. Это тот случай, когда у тебя будут идеальные соседи — и через стенку, и через речку.
Другой пример — Capital Towers. Он рассчитан на тех молодых людей, которые любят жить в небоскребах Сити. Но ведь все молодые люди рано или поздно женятся. А недостаток Сити в том, что там нет семейной инфраструктуры: детских садов, площадок, там даже негде с ребенком погулять. От нашего комплекса до Сити можно будет пешком дойти, но при этом он стоит в парковой зоне. Там будет детский сад на 1600 кв. м со всей инфраструктурой, площадь закрытой территории специально для детей — около одного гектара.
Третий пример — это проект редевелопмента территории Бадаевского пивоваренного завода, который станет визитной карточкой Москвы. Я думаю, к нему будут автобусами туристов возить, как к еще одной московской достопримечательности. В первую очередь он уникален выбором архитекторов, которыми стала команда Herzog de Meuron, построившая массу знаковых объектов по всему миру. Они создали для нас проект, в котором удалось сочетать не только новое строительство, но и сохранение вида на историческую часть завода. Их решение заключается в том, что новодел будет поднят на 35 метров, чтобы не закрывать вид с набережной на ансамбль исторических зданий. Сейчас по поводу этого проекта есть некоторые трения в обществе, но шедевры всегда даются сложно. С Эйфелевой башней тоже поначалу все было непросто, многие парижане выступали против ее строительства, но сейчас это визитная карточка Парижа.
Все эти проекты относятся к высокому сегменту жилья, но в последнее время вы много внимания стали уделять строительству жилья комфорт-класса. Почему было решено диверсифицировать свой портфель?
Во-первых, все, что можно было доказать в своей весовой категории, мы уже доказали. Во-вторых, наблюдая за тем, как стремительно развивается городская инфраструктура, грех было бы этим не воспользоваться. Эконом и комфорт — сегменты при наличии метро, автомобильной доступности, зеленых зон поблизости, школ и детских садов — скорее всего будут востребованы. В конце концов у людей разные запросы и финансовые возможности — почему бы и нет?
Девелопмент для вас — это больше про квадратные метры, зарабатывание денег или про философию жизни?
Я привел три примера, из которых понятно, что я не ищу легких путей. Площадка на Софийской набережной была на рынке, наверное, лет 25. Кто только не хотел ее освоить! Но в итоге взялись за нее именно мы. На площадке Бадаевского завода я тоже мог пойти по более легкому пути — отштукатурить памятники архитектуры и построить вокруг аккуратные красивенькие домики. Но мы хотели создать что-то такое, чего никто не делал в Москве раньше. Здесь требуется и глубина знаний, и творческий подход.
Если сравнивать с автомобилестроением, там Formula 1 — это главная инновация. Это тестирование всех самых новых идей и материалов, которые потом идут в серийное производство. Для нас проект Бадаевского завода — это Formula 1. В нем мы воплощаем то, что, условно говоря, люди поймут через 10–15 лет. Штамповать веерно массовое жилье мне не интересно.
Каковы сроки строительства?
The Residences at Mandarin Oriental, Moscow мы планируем сдать в первой половине следующего года. Capital Towers стоит у нас в плане на 2021 год. Бадаевский завод мы будем осваивать очередями. Первая будет закончена примерно в 2023 году, вторая, думаю, в 2025 году.
Среди прочего вы также участвуете в достройке объектов СУ-155 и реновации жилья. Почему вы решили зайти в эти проекты?
Работа с городом — это дорога с двусторонним движением. Если у города возникают какие-то просьбы или проблемы, то я готов постараться их решить.
Ранее СМИ писали, что вы также участвовали в проектах по благоустройству города за счет бюджета. Так ли это и почему вы решили пойти в этот проект?
Мне кажется, в нашем обществе у некоторых сложилось такое мнение, что все, кто работает за бюджетные средства, воруют. И это сознание сломать невозможно. Вообще нам проще строить дома. Проекты, требующие, например, ровно за три месяца произвести весь комплекс работ, – самые сложные. И нам доставались одни из самых тяжелых участков: например, Бульварное кольцо, где невозможно остановить движение, где приходилось выводить людей в ночную смену, при этом там живут люди, и, значит, ночью запрещены шумные работы... Я горжусь своими сотрудниками, которые этим занимались.
Как вам удалось пройти через все бури, которые были в экономике в последние 25 лет, сохранив компанию? В чем секрет успеха?
Во-первых, партнерство: я работаю только с теми людьми, которым доверяю лично и которые доверяют мне. Наше юридическое законодательство, скажем так, несовершенно, и поэтому очень важны понятийные договоренности. Важно держать слово. Даже если в процессе понимаешь, что это тебе уже невыгодно.
Во-вторых, я думаю, что успех компании создается из маленьких успехов всех проектов. К каждому своему проекту я отношусь, как к своему собственному жилью. И неважно, люксовый это проект или эконом-сегмент.
Я просто не строю дома, в которых не стал бы жить сам.
* На правах рекламы