К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Вспомогательная «реальность» для бизнеса

Вспомогательная «реальность» для бизнеса
Дополненная и вспомогательная реальность — одни из главных тем всех мировых технологических выставок последних лет

В интервью собственник «Инлайн Груп» Вадим Афанасьев рассказал, как российская компания стала пионером нового направления и что такое платформа дополненной реальности XR.

— Вадим Анатольевич, «Инлайн Груп» известна как крупный интегратор, а тут мы видим собственную разработку в такой, можно сказать, футуристической области, как дополненная реальность. Почему вы решили разработать собственный продукт, причем такой необычный?

— Мы растем. «Инлайн Груп» — инженерная компания, которая за 18 лет работы на IT-рынке приобрела колоссальный опыт. XR можно расценивать как новый этап в развитии компании, то есть наши амбиции стали больше, чем роль классического интегратора. Что еще важно, мы знаем рынок и понимаем, что именно нужно нашим заказчикам. Поэтому XR — это не демонстрация наших возможностей, а продукт, рассчитанный на применение в совершенно конкретных сценариях.

— Дополненная реальность — достаточно экзотическая технология. Не только в России, но и вообще в мире. Неспециалистам о ней мало что известно. Как вы сами можете описать XR?

XR, еще раз подчеркну, это не концепт, а именно готовое решение, запущенное в продажу в апреле 2018 года. Оно представляет собой программную платформу для устройств вспомогательной и дополненной реальности, которая состоит из нескольких компонентов: серверной части, андроид-приложения, «умных» устройств (очков, планшетов, смартфонов) и медиа-сервера.

XR решает широкий спектр задач в области цифровизации государства и бизнеса, позволяя использовать AR-технологии* для повышения эффективности повседневных операций в промышленности, торговле, туризме, здравоохранении и образовании. AR-технологии незаменимы на предприятиях для поддержки технического обслуживания, обходов оборудования, инспекционного контроля, для производственных операций — они применимы везде, где нужно освободить руки сотрудников, повысить эффективность работы и снизить вероятность ошибок за счет находящихся перед глазами последовательных мультимедийных инструкций, маршрутов движения, технической документации и прочего цифрового контента.

Как это работает. Оператор надевает так называемые «умные» очки, на экране которых появляется графическая и текстовая информация, которая ведет пользователя по определенному сценарию, обеспечивает точность выполнения поставленной задачи, помогает сделать это быстрее. В таких очках можно работать с загруженной в устройство и появляющейся в нужный момент информацией, по ходу процесса общаться с удаленными экспертами, которые «видят» все глазами оператора и в случае необходимости дают нужные указания. Решение позволяет выполнять самые разнообразные операции — заполнять чек-листы, снимать видео, делать фотографии, оставлять голосовые комментарии, то есть по ходу работы вводить в систему новую информацию.

Одна из ключевых особенностей заключается в том, что оператор может полноценно работать с заданиями в режиме офлайн, вне зоны действия Wi-Fi, и иметь свободные руки для выполнения необходимых манипуляций.

Кроме того, ответственные за оптимизацию процессов могут самостоятельно, без навыков программирования, создавать неограниченное количество различных сценариев — руководств к действию для сотрудников, чтобы затем анализировать цифровые следы, оставленные операторами при выполнении задач в очках.

— А почему в качестве основного операторского устройства вы выбрали очки дополненной реальности, а не более распространенные смартфоны, и что это за очки?

— Как я уже говорил, XR — это продукт для решения конкретных задач, большинство из которых требует свободных рук. Согласитесь, гораздо удобнее выполнять различные операции по заранее намеченному сценарию на производстве или складе, когда вся информация находится непосредственно перед глазами, а управление аудио- и видео-коммуникациям осуществляется голосом, а не руками. Именно соображения эргономики стали главным фактором в пользу выбора очков в дополнение к более традиционным смартфонам и планшетам. Платформа XR совместима с продуктами большинства ведущих производителей очков дополненной реальности, и мы постоянно расширяем этот список, в котором есть как монокулярные, так и бинокулярные решения.

— А в чем между ними разница?

Разница в том, что при использовании бинокулярных очков мы видим картинку перед собой обоими глазами, а с монокулярными очками — одним глазом. Преимущества дополненной реальности лучше всего проявляются именно в бинокулярных очках, но, так как изображение на стекле частично закрывает обзор, постоянно передвигаться в них пока затруднительно. В монокулярных же очках, имея подсказку перед глазами, перемещения безопасны, поскольку обзору ничего не мешает. Для информации, которая выводится на экран монокулярных очков, мы используем термин «вспомогательная реальность», и XR сейчас больше ориентирован именно на нее.

— Чем вспомогательная реальность отличается от дополненной и почему пока вы сфокусировались на ней?

— Дополненная реальность как таковая подразумевает вывод трехмерной графической информации, наложенной на физический объект, и возможность манипуляции этим графическим образом. Распространение этого способа отображения сдерживают сложность и длительность разработки «цифровых двойников» физического объекта, которые пока есть только у самого нового, сложного и дорогого оборудования. При использовании вспомогательной реальности оператор видит в очках (в нужное время и в нужном месте) статичную графическую и текстовую информацию.

Однако подобные решения можно использовать практически с любым типом оборудования и устройств, а ценность выведения графической информации в режиме реального времени сложно переоценить – это гораздо надежнее и удобнее человеческой памяти или бумажной инструкции.

— Какие сценарии использования XR наиболее востребованы?

— В первую очередь XR востребована в таких технологических процессах, как сборка на производстве, визуальная инспекция, складские операции и, конечно же, обслуживание оборудования.

Максимальную выгоду от внедрения могут получить компании, у которых есть собственные ремонтные бригады, сервисные службы, обходчики и наладчики, работающие на выезде или непосредственно в цехе. Особенно эффективной XR будет при обслуживании сложного оборудования, где велика цена человеческой ошибки, поскольку платформа помогает не только лучше и быстрее выполнять поставленные задачи, но и, что очень важно, удаленно контролировать весь технологический процесс и выполняемые операции. В настоящий момент мы видим очень высокий интерес к нашему решению и реализуем несколько проектов в корпоративном сегменте с крупнейшими российским промышленными компаниями.

— А что дальше? Каким вы видите следующий шаг развития XR?

— Сейчас мы работаем по трем ключевым направлениям. Это развитие самого решения, то есть наращивание функциональных возможностей, расширение перечня поддерживаемых «умных» устройств, применение элементов машинного зрения, анализ пользовательского опыта и автоматическое формирование процессов без участия человека. Также в задачах стоит создание и развитие партнерской сети — предоставление партнерам, прежде всего ИТ-компаниям, возможности самостоятельно внедрять наш продукт у своих заказчиков. И, безусловно, наработка историй успеха и готовых решений для создания SaaS-(Software as a Service) или PaaS- (Platform as a Service) моделей работы с заказчиками и партнерами.


*Под термином AR понимается вспомогательная (assisted) и дополненная  (augmented) реальность.

**На правах рекламы

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+