Британская актриса Лили Коул появилась в 2016 году на церемонии вручения «Оскара» в платье из переработанного пластика. В нарядах из переработанных материалов были также замечены Мерил Стрип и Наоми Харрис, сыгравшая девушку Джеймса Бонда. Использование такой одежды становится трендом, как и переход многих компаний на экономику замкнутого цикла, которая подразумевает вторичное использование материалов. Для компаний это не только дань моде. Переработка и повторное использование материалов или переход на альтернативную энергетику позволяют экономить, а также создают новые рабочие места и снижают количество отходов.
Вот три примера, как компании переходят на новые модели и технологии в попытке стать более «зелеными».
В 1894 году на улицы Чикаго выехала повозка эмигранта из Голландии Харма Хайзенги. Он решил зарабатывать сбором мусора и, по сути, основал одну из первых в Чикаго компаний по сбору мусора. Спустя почти 75 лет, в 1968 году, дело своего деда решил продолжить Уэйн Хайзенга. Он взял у отца $5000, купил подержанный мусоровоз и стал строить свою компанию Waste Management. Хайзенга очень агрессивно завоевывал рынок, получая новых клиентов. Спустя всего три года, в 1971-м, предприниматель вместе с партнерами вывел компанию на биржу. А в следующем году выручка Waste Management, которая смогла поглотить 133 мелкие компании, уже превышала $80 млн.
В 1980-х Waste Management стала крупнейшей мусорной компанией в США. По итогам 2019 года ее выручка превысила $15 млрд, а капитализация компании сейчас превышает $44 млрд. Переработка отходов приносит Waste Management около 5,6% выручки. Компания утверждает, что вложила более $1 млрд в инфраструктуру для переработки мусора: у нее больше 240 полигонов для твердых отходов, несколько полигонов для опасных отходов, более 300 мусороперегрузочных станций и почти 100 мусоросортировочных предприятий. Пластик, бумага и металлы идут на переработку для повторного использования, а часть мусора отправляется в мусоросжигательные заводы — за счет этого получается генерировать энергию. В 2018 году Waste Management переработала более 15 млн тонн отходов, большая часть из этого — бумага (около 8,6 млн тонн). В отчете компании говорится, что это позволяет сохранить 196,2 млн деревьев, 15,9 млрд кВт электроэнергии и сэкономить 175 млрд литров воды.
В 2007 году компания задумала перевести свой парк автомобилей на более экологичное топливо. И уже в 2011 году 15% автомобилей перешли на натуральный газ. Сейчас компания заявляет, что у нее один из самых больших в их индустрии в США парк автомобилей на газу. Интересно, что часть газа для своих автомобилей Waste Management производит самостоятельно. Еще в 2009 году компания начала строить заводы по производству биогаза — его получают из биомассы. Когда биомасса разлагается, то выделяется газ. Он идентичен природ- ному газу по объему метана, и его можно использовать в качестве топлива для автомобилей.
В Тихом океане плавает большое мусорное пятно. Из-за размеров его даже называют мусорным континентом. Площадь этого пятна точно неизвестна, но по оценкам она может превышать 700 квадратных километров — это как две Германии. В это пятно попадают старые рыболовные сети, буи, мусор с кораблей, побережий и рек, которые впадают в океан. В 2018 году ученые провели исследование и выяснили, что недооценили общую массу пластика в мусорном пятне примерно в 4–16 раз.
В 2016 году компания Adidas выпустила кроссовки, сделанные из океанического мусора. Это коллаборация с организацией Parley for the Oceans, которая пытается очистить прибрежные территории от мусора. Собранный пластик перерабатывают и пускают на производство кроссовок. Проект начался с 7000 пар кроссовок, а к 2018 году продали уже 1 млн пар. В том же году компания планировала продать 5 млн пар кроссовок из переработанного пластика.
В этом году представители Adidas заявили, что хотят довести долю вторично используемого пластика в своем производстве до 50%, а к 2024 году и вовсе полностью перейти на него. У производителя есть другие похожие инициативы. Например, в рамках проекта Take back, который запущен в некоторых городах, компания собирает ненужные вещи — что-то отправляет на благотворительность, что-то в переработку. А в 2021 году должны начаться продажи кроссовок Adidas Future Loop. Идея в том, что эти кроссовки можно не выбрасывать, а сдать обратно на переработку.
Adidas не единственный производитель одежды и обуви, использующий переработанный пластик. Брендов, которые пропагандируют вторичные материалы, довольно много. Например, Nike делал футбольную форму для «Зенита» и «Спартака» из такого материала. Переработанный пластик применяют и в обычной одежде. Его использует в производстве бренд H&M, а Converse изготавливает из такого пластика кеды.
В начале 2010-х шведская IKEA поставила перед собой амбициозную задачу — к 2020 году полностью перейти на альтернативную энергию. И даже пообещала инвестировать в это $2 млрд. Уже в 2016 году 71% мощностей, потребляемых компаний, были получены за счет солнечной и ветряной энергетики. А в сентябре прошлого года представители IKEA заявили, что в 2020 году компания будет производить альтернативной энергии даже больше, чем потребляют ее магазины.
Правда, IKEA пришлось потратить на переход на альтернативную энергию чуть больше запланированного — около $2,8 млрд. На протяжении последнего десятилетия компания инвестировала в ветряные и солнечные электростанции по всему миру — в Польше, Канаде, США, Литве, Финляндии, Великобритании. В Канаде ветряные электростанции, принадлежащие IKEA, производят вдвое больше энергии, чем компания потребляет в этой стране. Переходом на альтернативную энергию озабочены и другие компании. Например, Google пообещал инвестировать в эту сферу около $2 млрд.
Компания намерена к 2025 году сделать так, чтобы и ее покупатели смогли стать производителями альтернативной энергии — в магазинах IKEA по всему миру должны начаться продажи солнечных панелей. На этом экологические инициативы не заканчиваются. Например, материнская компания IKEA — Ingka Group — инвестировала в британский стартап Winnow. Он разработал технологию компьютерного зрения, которая помогает ресторанам и отелям отслеживать, сколько продуктов выбрасывается. Такая статистика позволяет скорректировать объем закупок, чтобы минимизировать количество отходов.
В Швейцарии есть возможность взять мебель у IKEA в аренду. Когда она надоест или сломается, то ее можно сдать обратно, а не выбрасывать. IKEA обещает пустить мебель в переработку. С такой же инициативой компания выступила и в России. А в 2017 году шведский гигант купил 15% голландской фабрики по переработке пластика. Сделка оценивалась в €3 млрд. Конечно, как и в случае с альтернативной энергетикой, это не только работа на имидж. Так компания экономит и получает сырье для своих производств.
Больше информации — в специальном разделе «Инвестиции со смыслом»