К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Океан мусора

Океан мусора
Мусорные пятна в океане, растущее количество отходов и контроль за выбросами углекислого газа давно уже волнуют не только экологических активистов. Как крупнейшие мировые компании переходят на экономику замкнутого цикла? Что приносит этот подход бизнесу?

Британская актриса Лили Коул появилась в 2016 году на церемонии вручения «Оскара» в платье из переработанного пластика. В нарядах из переработанных материалов были также замечены Мерил Стрип и Наоми Харрис, сыгравшая девушку Джеймса Бонда. Использование такой одежды становится трендом, как и переход многих компаний на экономику замкнутого цикла, которая подразумевает вторичное использование материалов. Для компаний это не только дань моде. Переработка и повторное использование материалов или переход на альтернативную энергетику позволяют экономить, а также создают новые рабочие места и снижают количество отходов.

Вот три примера, как компании переходят на новые модели и технологии в попытке стать более «зелеными».

В 1894 году на улицы Чикаго выехала повозка эмигранта из Голландии Харма Хайзенги. Он решил зарабатывать сбором мусора и, по сути, основал одну из первых в Чикаго компаний по сбору мусора. Спустя почти 75 лет, в 1968 году, дело своего деда решил продолжить Уэйн Хайзенга. Он взял у отца $5000, купил подержанный мусоровоз и стал строить свою компанию Waste Management. Хайзенга очень агрессивно завоевывал рынок, получая новых клиентов. Спустя всего три года, в 1971-м, предприниматель вместе с партнерами вывел компанию на биржу. А в следующем году выручка Waste Management, которая смогла поглотить 133 мелкие компании, уже превышала $80 млн.

В 1980-х Waste Management стала крупнейшей мусорной компанией в США. По итогам 2019 года ее выручка превысила $15 млрд, а капитализация компании сейчас превышает $44 млрд. Переработка отходов приносит Waste Management около 5,6% выручки. Компания утверждает, что вложила более $1 млрд в инфраструктуру для переработки мусора: у нее больше 240 полигонов для твердых отходов, несколько полигонов для опасных отходов, более 300 мусороперегрузочных станций и почти 100 мусоросортировочных предприятий. Пластик, бумага и металлы идут на переработку для повторного использования, а часть мусора отправляется в мусоросжигательные заводы — за счет этого получается генерировать энергию. В 2018 году Waste Management переработала более 15 млн тонн отходов, большая часть из этого — бумага (около 8,6 млн тонн). В отчете компании говорится, что это позволяет сохранить 196,2 млн деревьев, 15,9 млрд кВт электроэнергии и сэкономить 175 млрд литров воды.

В 2007 году компания задумала перевести свой парк автомобилей на более экологичное топливо. И уже в 2011 году 15% автомобилей перешли на натуральный газ. Сейчас компания заявляет, что у нее один из самых больших в их индустрии в США парк автомобилей на газу. Интересно, что часть газа для своих автомобилей Waste Management производит самостоятельно. Еще в 2009 году компания начала строить заводы по производству биогаза — его получают из биомассы. Когда биомасса разлагается, то выделяется газ. Он идентичен природ- ному газу по объему метана, и его можно использовать в качестве топлива для автомобилей.

В Тихом океане плавает большое мусорное пятно. Из-за размеров его даже называют мусорным континентом. Площадь этого пятна точно неизвестна, но по оценкам она может превышать 700 квадратных километров — это как две Германии. В это пятно попадают старые рыболовные сети, буи, мусор с кораблей, побережий и рек, которые впадают в океан. В 2018 году ученые провели исследование и выяснили, что недооценили общую массу пластика в мусорном пятне примерно в 4–16 раз.

В 2016 году компания Adidas выпустила кроссовки, сделанные из океанического мусора. Это коллаборация с организацией Parley for the Oceans, которая пытается очистить прибрежные территории от мусора. Собранный пластик перерабатывают и пускают на производство кроссовок. Проект начался с 7000 пар кроссовок, а к 2018 году продали уже 1 млн пар. В том же году компания планировала продать 5 млн пар кроссовок из переработанного пластика.

Пресс-служба Adidas
Пресс-служба Adidas

В этом году представители Adidas заявили, что хотят довести долю вторично используемого пластика в своем производстве до 50%, а к 2024 году и вовсе полностью перейти на него. У производителя есть другие похожие инициативы. Например, в рамках проекта Take back, который запущен в некоторых городах, компания собирает ненужные вещи — что-то отправляет на благотворительность, что-то в переработку. А в 2021 году должны начаться продажи кроссовок Adidas Future Loop. Идея в том, что эти кроссовки можно не выбрасывать, а сдать обратно на переработку.

Adidas не единственный производитель одежды и обуви, использующий переработанный пластик. Брендов, которые пропагандируют вторичные материалы, довольно много. Например, Nike делал футбольную форму для «Зенита» и «Спартака» из такого материала. Переработанный пластик применяют и в обычной одежде. Его использует в производстве бренд H&M, а Converse изготавливает из такого пластика кеды.

В начале 2010-х шведская IKEA поставила перед собой амбициозную задачу — к 2020 году полностью перейти на альтернативную энергию. И даже пообещала инвестировать в это $2 млрд. Уже в 2016 году 71% мощностей, потребляемых компаний, были получены за счет солнечной и ветряной энергетики. А в сентябре прошлого года представители IKEA заявили, что в 2020 году компания будет производить альтернативной энергии даже больше, чем потребляют ее магазины.

Правда, IKEA пришлось потратить на переход на альтернативную энергию чуть больше запланированного — около $2,8 млрд. На протяжении последнего десятилетия компания инвестировала в ветряные и солнечные электростанции по всему миру — в Польше, Канаде, США, Литве, Финляндии, Великобритании. В Канаде ветряные электростанции, принадлежащие IKEA, производят вдвое больше энергии, чем компания потребляет в этой стране. Переходом на альтернативную энергию озабочены и другие компании. Например, Google пообещал инвестировать в эту сферу около $2 млрд.


Компания намерена к 2025 году сделать так, чтобы и ее покупатели смогли стать производителями альтернативной энергии — в магазинах IKEA по всему миру должны начаться продажи солнечных панелей. На этом экологические инициативы не заканчиваются. Например, материнская компания IKEA — Ingka Group — инвестировала в британский стартап Winnow. Он разработал технологию компьютерного зрения, которая помогает ресторанам и отелям отслеживать, сколько продуктов выбрасывается. Такая статистика позволяет скорректировать объем закупок, чтобы минимизировать количество отходов.

В Швейцарии есть возможность взять мебель у IKEA в аренду. Когда она надоест или сломается, то ее можно сдать обратно, а не выбрасывать. IKEA обещает пустить мебель в переработку. С такой же инициативой компания выступила и в России. А в 2017 году шведский гигант купил 15% голландской фабрики по переработке пластика. Сделка оценивалась в €3 млрд. Конечно, как и в случае с альтернативной энергетикой, это не только работа на имидж. Так компания экономит и получает сырье для своих производств.


Больше информации — в специальном разделе «Инвестиции со смыслом»


Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+