К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Транспортные инновации Москвы»: из акселератора в инновационный хаб

Фото Семен Кац
Фото Семен Кац
Как работает и развивается акселератор «Транспортные инновации Москвы» — в интервью директора проекта Ивана Юнина и куратора проекта, директора по стратегическому развитию АНО МДТО Марии Андриановой.

По данным Ассоциации акселераторов и бизнес-инкубаторов, в России работают более 100 акселераторов. Как правило, основная задача таких проектов — помощь стартапам в развитии их продуктов, но в последнее время ряд платформ стремится создать более комплексные программы. Один из таких проектов — «Транспортные инновации Москвы» (ТИМ). Это отраслевой акселератор для пилотирования продуктов стартапов в транспортном комплексе столицы. Он был запущен осенью 2020 года при поддержке Департамента транспорта Москвы.

Уже через год проект трансформировался в полноценную экосистему для комплексной поддержки стартапов, в том числе и для финансирования самых успешных проектов. Для этого ТИМ совместно с группой «Роснано» запустил Фонд развития Московского транспорта.

Об акселераторе, его истории и основном функционале, а также о том, какие цели ставит перед собой новый фонд, расскажут директор «Транспортных инноваций Москвы» Иван Юнин и куратор проекта, директор по стратегическому развитию АНО МДТО Мария Андрианова.

Ни для кого не секрет, что Москва уделяет большое внимание развитию дорожно-транспортной инфраструктуры. Почему же было решено добавить к этому комплексу мер еще и акселератор «Транспортные инновации Москвы»?

Мария Андрианова: Работу с идеями и предложениями граждан московский Департамент транспорта ведет давно. Постоянно ищутся пути, как сделать транспорт столицы еще более удобным и современным. И именно для того, чтобы систематизировать эту работу, в середине 2020 года был запущен проект «Транспортные инновации Москвы». Акселератор — комплексная структура, направленная на сбор и упорядочивание идей, поиск продуктов, применимых к московскому транспорту, с дальнейшим масштабированием на всю Россию.

Какие основные цели стоят перед ТИМ сегодня?

Иван Юнин: Поиск и внедрение инноваций в такую сложную и многоуровневую структуру, как «Московский транспорт», — непростая задача. Поэтому наша основная функция — помощь в коммуникации между заказчиками и проектами. Если раньше к стейкхолдерам транспортного комплекса приходили сырые, не готовые к пилотированию проекты, то с запуском ТИМ взаимодействие между сторонами стало гораздо более прозрачным, понятным и эффективным. ТИМ — это своего рода точка входа: единая система оценки, единая «воронка». Любая команда может подать заявку и получить обратную связь. Деятельность акселератора направлена в том числе и на адаптацию существующих проектов под запросы подведомственных организаций.

Подведомственные организации Московского транспорта — это и есть заказчики решений? 

Иван Юнин: Все верно. Среди наших заказчиков: Московский метрополитен, «Центр организации дорожного движения», «Мосгортранс»,  «Мостранспроект», «Организатор перевозок», «Администратор Московского парковочного пространства». Они сообщают, какие проекты им были бы интересны. Мы составляем список, валидируем его с бизнес-заказчиками, детально прорабатываем проблемы и возможности, строим проекцию пилотного проекта и вырабатываем требования к технологическому решению. После этого мы публикуем список на сайте. 

Насколько опыт Москвы в этом плане уникален?

Иван Юнин: Программы развития транспортной инфраструктуры в мегаполисах — это не редкость. Например, отличные результаты показывают Сиднейский транспортный кластер или Лондонский транспортный инновационный центр. В Сингапуре есть целая экосистема транспортных проектов. При создании ТИМ мы проанализировали свыше 40 различных акселераторов и постарались взять на вооружение как международные, так и отечественные практики.

Давайте поговорим об участвующих в программе проектах. Каким критериям они должны соответствовать?

Иван Юнин: У нас есть формальные и неформальные критерии. К формальным мы относим наличие продукта или хотя бы прототипа, который можно протестировать, — просто с идеей участвовать не получится. Кроме того, нужна команда минимум из двух человек. И продукт должен отвечать нашим технологическим направлениям, которые определяются запросами от подведомственных организаций, о которых мы говорили ранее. 

Мы также оцениваем, как команда работает, насколько она вообще готова тратить время на взаимодействие с нами, насколько качественно подготовлены материалы.

Иван Юнин // Фото Семен Кац

Мария Андрианова: В неформальных критериях мы также смотрим на то, готовы ли стартапы учиться и работать вместе, в некоторых случаях для создания комплексного продукта мы можем объединить команды. Очень важно учиться особенностям взаимодействия с крупным корпоративным заказчиком. Например, часто решение какой-то проблемы предлагают сразу несколько проектов. При этом почти всегда у заказчиков появляются свои предложения и правки. В этом случае для пилота скорее выберут стартап, который готов адаптировать и корректировать продукт под запросы транспортного комплекса.

Соответствие формальным и неформальным критериям — это только первичный отбор, верно? Что происходит дальше?

Иван Юнин: После того как проект прошел первичный отбор, мы более детально разбираемся, насколько предложенная технология перспективна и пригодна к пилотированию. Этим занимаются как внутренние, так и внешние эксперты, имеющие опыт реализации транспортных проектов.

После готовится лонг-лист для питч-сессии внутри «Московского транспорта». Собираются непосредственные заказчики: руководители организаций, их заместители и другие эксперты. В среднем в потоке просматривается около 50 проектов, примерно половина отбирается для дальнейшей работы. После прохождения отбора для команд начинается самое интересное — проект становится участником акселератора.

А что происходит дальше? На что могут рассчитывать проекты, попавшие в поток?

Иван Юнин: Можно выделить три ключевых момента. Прежде всего, как уже отмечалось до этого, это помощь в коммуникациях. Мы помогаем проектам не просто выйти на потенциального заказчика, но и получить от него обратную связь: что стоит доработать, что адаптировать, а что изменить. 

Другой важный момент — мы организуем для участников дополнительное обучение. В частности, проводим вебинары, где рассказываем об особенностях работы с государственным заказчиком. Это и для опытных команд бывает непросто, а для молодых неподъемно без посторонней помощи.

Третий момент — это наша программа пилотирования, действующая во время акселерации и после нее. Ее задача: довести проект до конкретного результата. 

Мария Андрианова: Еще мы активно работаем с инвестиционным сообществом, демонстрируем инвесторам пилотные проекты, что играет важную роль для стартапов. Мы также работаем с зарубежными рынками и готовы оказать помощь в масштабировании. Наконец, создаем коммьюнити: проекты общаются друг с другом, возникают коллаборации, появляются новые идеи. Словом, сетевой эффект.

Фото Семен Кац

Вы сказали, что работа с государственным заказчиком может быть сложной даже для опытных команд. А какие команды чаще всего приходят к вам в акселератор?

Иван Юнин: Как правило, молодые, несмотря на то, что это может быть не первый бизнес фаундеров. Мы также рассматриваем участие спин-офф крупных компаний, если это отдельные юниты. И это только основной трек. Еще у нас есть студенческое и международное направление.  

Мария Андрианова: Действительно, в наших флагманских проектах много молодых команд, которые предлагают прорывные решения и новые технологии. Например, талантливые ребята подают заявки от лабораторий региональных вузов. Мы видим огромные перспективы в этом направлении, поэтому в том числе мы договорились о создании совместной лаборатории на территории Российского экономического университета (РЭУ) им. Г. В. Плеханова.

Расскажите, пожалуйста, подробнее про студенческие проекты. Как вы их оцениваете как пробу пера или как что-то серьезное? 

Мария Андрианова: Несмотря на небольшой опыт, студенческие команды часто показывают очень зрелый подход к работе. Молодые ребята сами находят информацию о том, как строить бизнес-модель, как создавать операционные модели, и зачастую приходят к нам «упакованными» не хуже профессиональных команд. Есть по-настоящему феноменальные решения.

Феноменальное решение — это проект летающего такси одного из победителей студенческого трека? Как быстро можно внедрять такие футуристические решения в городскую среду и какие ограничения существуют? 

Мария Андрианова: Да, проект с летающим такси — в числе прорывных решений. Но некоторые ограничения действительно существуют. Нужно учитывать, что не всякая технология готова к запуску прямо сейчас. Иногда ее ограничивает, например, законодательство. При этом интерес к такого рода проектам наблюдается во всем мире: мы видим, что в них вливаются инвестиции, они становятся «единорогами». Поэтому мы очень рады, когда к нам приходят такие команды. Мы считаем, что лучше проработать все заранее: построить маршруты, обдумать инфраструктуру, чтобы быть во всеоружии, когда законодательная база изменится.

Вы говорили, что, кроме студенческого трека, у вас есть направление для международных проектов. Расскажите, как строится работа с такими командами, потому что не совсем понятно: как человек, не видевший московского метро, может его улучшить?

Мария Андрианова: Все решения, которые заявляются в «Транспортные инновации Москвы», можно разделить на два основных направления. Первое — это общие технологические тренды, возникающие на глобальном уровне. Второе — специфические задачи, которые ставят подведомственные организации. Международный трек в большей степени работает по первому направлению. Мы ищем проекты, предлагающие интересные и глубокие технологические изменения. Знаем, что за рубежом таких проектов достаточно много. Зачем же оставаться в стороне? Надо пробовать, надо тестировать и смотреть, что «полетит», а что нет.

Иван Юнин: Очень часто мегаполисы в разных странах решают по сути схожие проблемы. Именно поэтому проекты, которые предлагаются за рубежом, можно внедрять и у нас. В частности, один из проектов международного трека — это онлайн-платформа для совершения покупок на общественном транспорте. Неважно какое метро, московское, лондонское: сама по себе цифровая платформа будет работать где угодно. 

Давайте поговорим о результатах. Чем бы вы могли поделиться? Возможно, какие-то проекты уже внедрены в транспорт? 

Иван Юнин: Если говорить про конкретные проекты, то многие из них показывают замечательные результаты. Можно выделить умный пешеходный переход iCrosswalk — тестирование показало, что вероятность аварий при использовании системы снижается на 82%. Или, например, комплексную систему измерения параметров воздуха команды Climate Guard. Команда разработала инновационные датчики, которые определяют качество воздуха по 20 различным параметрам. Само устройство — кубик 10х10 см и весом 250 грамм. За счет такой мобильности их можно внедрять не только на улице, но и в помещениях, и в самом транспорте. Сейчас датчики Climate Guard уже установлены на Садовом кольце и в автобусах.

Мария Андрианова: Если говорить в целом о результатах акселератора, то, конечно, нужно выделить тот факт, что многие проекты прошли весь путь пилотирования и получили от нас официальные отчеты с подтвержденными эффектами. Это важно прежде всего для самих стартапов, поскольку способствует развитию investor relations. Кроме того, у нас есть кейсы вывода сильных команд на зарубежные рынки. Так, Сингапур заинтересовался одним из наших решений. Наконец, мы заключили соглашение с Moscow Seed Fund о грантовой поддержке победителей внутренних конкурсов.

Мария Андрианова // Фото Семен Кац

Получается, «Транспортные инновации Москвы» — это не просто акселератор?

Иван Юнин: Скорее речь о большом инновационном хабе — идем к тому, чтобы предлагать проектам широкий спектр услуг, не только акселерацию и коммуникацию с заказчиком. Сегодня к этому добавилось обучение, а также вместе с партнерами из «Роснано» мы запустили Фонд развития Московского транспорта, который направлен на финансовую поддержку самых перспективных проектов ТИМ.

Если говорить непосредственно про акселератор, то мы хотим отказаться от потокового метода в пользу evergreen-платформы: в любое время можно будет загрузить заявку, и она станет доступна заинтересованным лицам. Стейкхолдеры, представители «Московского транспорта» и команды — все участники этой инновационной активности будут взаимодействовать друг с другом с помощью нашей платформы.

Мария Андрианова: Причем наша экосистема нацелена не только на бизнес-составляющую. Речь идет о создании комфортной городской среды. Значит, можно говорить о ESG-составляющей «Транспортных инноваций Москвы». Мы развиваем общество, помогаем малому бизнесу, делаем городскую среду комфортнее, радостнее и качественнее.

Мы стремимся к тому, чтобы каждый потраченный рубль в итоге принес городу сопоставимый экономический или социальный эффект. Как показывает международная практика, такой подход — баланс между бизнес-интересом и социальной составляющей — себя оправдывает. 

* На правах рекламы

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+