К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Равные возможности: зачем бизнесу инклюзивность

Равные возможности: зачем бизнесу инклюзивность
Концепция «Разнообразие и инклюзия» — один из ключевых трендов в мировом бизнесе в последние несколько лет. Она подразумевает создание комфортных условий для всех сотрудников — без дискриминации и с равными возможностями для карьерного роста. Как обеспечить это на практике и какие выгоды это приносит компаниям?

Культура Diversity & Inclusion (D&I, «разнообразие и инклюзия») приносит компаниям пользу не только с точки зрения имиджа, но и бизнеса. К такому выводу пришли многие исследователи, в том числе в McKinsey: анализ более 1000 крупных компаний из 15 стран показал, что бизнес с принципами D&I, в том числе создающий рабочие места для людей с инвалидностью и особенностями развития, прибыльнее конкурентов.

Идея обеспечения равных возможностей для сотрудников, независимо от физических и ментальных особенностей, далеко не нова, но за последние 18 месяцев интерес к ней кратно вырос, указывает американская консалтинговая компания Mercer. В России, однако, культура D&I только зарождается, особенно среди представителей среднего и малого бизнеса, пишут эксперты EY. Только в 65% крупных компаний есть инклюзивные практики, и всего 38% представителей МСП знают, что такое инклюзия. Руководств, как правильно D&I внедрять, и работающих примеров на рынке практически нет.

Вместе с Microsoft мы поговорили с ведущими российскими компаниями из разных сфер, которые уже провозгласили инклюзию в повестках, чтобы узнать, как они предоставляют людям с инвалидностью рабочие места, создают для них продукты и услуги и выигрывают от такого подхода.

Рабочая атмосфера

По данным Федерального реестра инвалидов (ФРИ), в России 4 млн человек из 11,5 млн людей с ограниченными возможностями по здоровью — люди трудоспособного возраста, но работает из них чуть больше миллиона. Unilever, EY и Российско-Британская торговая палата (RSCC) летом 2021 года провели исследование, которое показало, что в 50% крупных российских корпораций работает только от 1% до 3% сотрудников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Привлечение сотрудников с ОВЗ влечет за собой серьезный тектонический сдвиг внутри компании, от переделки проходов и зон общего пользования до оснащения рабочих мест. Согласно исследованию Unilever, EY и RBCC, в 63% компаний нет специализированных рабочих мест для людей с инвалидностью.

Пока бизнес не выработал единого подхода для формирования инклюзивной среды, подчеркивает Эльвира Силютина, менеджер Unilever по развитию талантов и организационной эффективности в России, Украине и Белоруссии. По данным исследования, в 61% компаний не проводится обучение руководителей по работе с людьми с инвалидностью, а в 80% для них нет программ адаптации. «В таких вопросах нет инструкции, которая позволила бы решить все трудности. Все игроки рынка находятся в процессе формирования собственного подхода. Со своей стороны, мы стремимся следить за тем, какие появляются технологии для людей с инвалидностью, и переходить на их использование», — говорит Силютина.

Таких технологий становится все больше — уже тысячи компаний по всему миру создают продукты и сервисы на основе инклюзивного дизайна. «Технологии являются главными средствами для повышения доступности окружающего мира для людей с инвалидностью», — считает Евгения Чистова, руководитель по устойчивому развитию «Вымпелкома».

Наиболее впечатляющие по масштабу проекты запускают глобальные технологические компании. Например, в компании Microsoft создан департамент инклюзивного дизайна, который американский журнал Fast Company назвал «радикальной эволюцией дизайнерского мышления».

Департамент стремится сделать удобными для пользователей с ОВЗ все продукты компании. Так, каждая новая версия Windows получает дополнительные возможности для людей с инвалидностью, причем все функции заложены в операционную систему на этапе разработки, поэтому доступны сразу и не требуют дополнительной установки. Они объединены в одном месте — в пункте меню «Специальные возможности», чтобы пользователь мог легко и быстро настроить компьютер под себя.

Недавно вышедшая Windows 11 предусматривает возможности для различных категорий пользователей: с плохим зрением или слухом, ограниченных в движениях и тех, кому сложно учиться. Например, пользователь может управлять компьютером с помощью взгляда — специальное устройство отслеживает движение зрачков и позволяет листать страницы браузера Edge. В несколько кликов можно увеличить размер шрифта или применить цветовые фильтры, чтобы различать объекты на экране. Сервис умеет проговаривать текст и многое другое.

Из других последних прорывных разработок компании — геймпад Xbox Adaptive Controller, созданный специально для игроков с ограниченной подвижностью верхних конечностей. Основное внимание Microsoft уделила кастомизации — геймпад можно адаптировать под себя как угодно: например, пользователи могут подключать педали, чтобы играть ногами, или устройство, которым можно управлять с помощью наклона головы.

С пользой для компаний

В развитых и развивающихся странах недостаточная вовлеченность людей с особенностями развития в качестве рабочей силы оказывает негативное влияние на экономику, указывают авторы EY. Эксперты Всемирного экономического форума (ВЭФ) оценивают, что их исключение из рабочей силы приводит к потерям до 7% ВВП.

Пользу получают и сами компании — не только нефинансовую, но и материальную. Во-первых, заметен вклад инклюзивных работников в успех бизнеса. Исследование Accenture показывает, что компании, которые были признаны лидерами по интеграции сотрудников с инвалидностью, получили доход на 28% выше. По данным ВЭФ, у инклюзивных компаний минимум на 25% больше шансов превзойти средние по отрасли показатели прибыльности и до 20% выше уровень инноваций. Во-вторых, теряют такие компании меньше — согласно исследованию, у них на 30% больше возможностей для выявления и снижения бизнес-рисков.

«Практически в каждом подразделении Microsoft существуют группы сотрудников с ОВЗ, одной из задач которых является тестирование доступности продуктов нашей компании для этой категории граждан. В частности, благодаря привлечению людей с особенностями слуха и зрения на раннем этапе разработки Windows 11 мы полностью переработали звуки в ОС, сделав их более приятными и информативными, что помогает легче ориентироваться в системе. В целом привлечение сотрудников с ОВЗ намного расширяет кругозор и творческие возможности коллектива и помогает компаниям эффективно развиваться», — считает Денис Сереченко, директор по технологической политике Microsoft в России. С ним согласны и другие топ-менеджеры: по данным EY, 49% представителей крупного бизнеса заявили, что люди с инвалидностью могут успешно работать и вносить свой вклад в развитие компании. Четверть опрошенных также отметили, что такие сотрудники помогают создать дружелюбную атмосферу в коллективе.

В мире около 1 млрд людей с инвалидностью, и, согласно ВЭФ, на их долю приходится $3 трлн располагаемого дохода. Друзья и родственники людей с ОВЗ составляют еще 3,3 млрд потенциальных покупателей, которые действуют на основе эмоциональной связи.

Таким образом, суммарно инвалидность затрагивает 73% людей, указывают эксперты.

Расширение границ

Однако многие компании до сих пор не предусматривают в своих продуктах инклюзивный дизайн. «Исторически бизнесы всегда нацеливались на большинство людей и на мейнстрим, — рассказывает Нэнси Лэнгторн, директор по инклюзивности и культуре GroupM. — А значит, всегда были невовлеченные: бизнес зачастую всецело исключал женщин, людей не белого цвета кожи, с инвалидностями и т. д. Это огромное количество потребителей, которые также ходят в магазины и покупают продукты. Очень важно для бизнес-роста понимать, что необходимо найти такие аудитории».

По данным опроса банка ВТБ, объявившего доступность цифровых каналов для слепых и слабовидящих одним из приоритетов, увеличение размера элементов интерфейса, индивидуальные настройки шрифта и программы экранного доступа — самые популярные инклюзивные инструменты. Так, в России 1 млн человек имеют инвалидность по зрению, сегодня им доступны 90% услуг интернет-банка ВТБ.

Все международные социальные организации уже давно адаптируют цифровые каналы для слепых и слабовидящих людей, говорит Никита Чугунов, старший вице-президент ВТБ. «К сожалению, в России этот тренд пока слабо развит, но мы стремимся подавать пример рынку. Помимо социальной значимости, желания помочь, в создании универсального дизайна есть финансовый смысл: клиенты придут туда, где смогут независимо решить свои вопросы, от покупки товаров до получения услуги», — объясняет он.

К созданию удобных решений компании привлекают потенциальных особенных клиентов. Например, в сети «Перекресток» при поддержке проекта Everland развивается программа «Доступная среда», в рамках которой компания анализирует, насколько магазин удобен для людей с инвалидностью, и улучшает инфраструктуру на основе обратной связи, рассказывает представитель X5 Group. Клиенты с ОВЗ участвуют и в тестировании решений «Билайна» на этапе их разработки, говорит Евгения Чистова. Чтобы оснастить субтитрами более 700 телеканалов «Билайн ТВ», компания привлекла специалистов портала «Глухих.нет»; работа заняла более девяти месяцев.

В Microsoft Research работает одна из немногих команд в отрасли, которая проводит исследования, ориентированные на пользователей с инвалидностью и расширяющие возможности взаимодействия людей с компьютерами. Благодаря ей в Windows 10 появился Eye Control — функция, обеспечивающая коммуникацию посредством взгляда для людей с боковым амиотрофическим склерозом (БАС). «Обеспечение равных возможностей для всех — важная часть миссии нашей компании, и мы уделяем большое внимание инклюзивности. Кроме того, в ситуации временной нетрудоспособности может оказаться каждый, поэтому внедрение инклюзивных технологий помогает сделать продукт полезным для большего количества пользователей. Например, в нашем подходе человек с нарушениями слуха приравнивается к иностранцу с сильным акцентом», — говорит Денис Сереченко.

С 2010 года, когда компании начали активно разрабатывать технологичные продукты для людей с ОВЗ, было собрано множество данных, изучив которые можно существенно расширить применение технологий, уверены эксперты ВЭФ. К тому же решения для людей с инвалидностью нередко позволяют стимулировать инновации для миллионов здоровых потребителей по всему миру. Самым ярким примером стали аудиокниги, которые были придуманы еще в 1930-х годах в США для людей с ослабленным зрением в качестве альтернативы шрифту Брайля, который в то время знали только 20% слепых американцев. В I квартале 2021 года только российский рынок аудиокниг, по оценкам «ЛитРеса», составил 669 млн рублей.


* На правах рекламы

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+