Чемпионы 11.11: зачем российский малый бизнес идет на AliExpress
В этом году на распродаже 11 ноября покупатели из России сделали 25 млн заказов на 33,3 млрд рублей, а дневная аудитория AliExpress превысила 12 млн пользователей. Для самой площадки и для ее продавцов пиковый спрос означает работу на пределе мощности и месяцы скрупулезной подготовки. Это двойной вызов, брошенный российским предпринимателям: многие из 75 000 магазинов работают на маркетплейсе меньше года.
Чтобы поддержать их AliExpress впервые провел премию «Чемпионы 11.11». В каждой из восьми номинаций выбирали абсолютного чемпиона и чемпиона среди малого бизнеса. И хотя небольшие магазины готовились к распродаже, многие не ожидали победу — они и не подозревали, что могут оказаться в одной номинации со «Связным» или «Мегафоном». Для тех, кто представлен на площадке не так давно, неожиданностью стала и резкая динамика заказов.
Мы поговорили с призерами номинаций для малого бизнеса об опыте участия в распродаже 11.11 и сотрудничестве с маркетплейсом.
Media Expert Store, Калининград
Номинация: «Чемпион по обороту среди малого бизнеса»
Бизнес: продажа цифровой и бытовой техники из Европы
Калининградский магазин доставляет технику по всей стране. На AliExpress начали работать чуть больше года назад. «На прошлогодней распродаже мы только начинали понимать, как это работает, в этот раз сработали гораздо лучше», — признается Павел Каштанов, руководитель отдела по связи с клиентами и рекламации Media Expert Store. Один из выводов, которые пригодились магазину для того, чтобы в этом году использовать возможности маркетплейса по максимуму, — не бояться больше общаться с менеджерами AliExpress. «Они действительно помогают. Если прислушиваться к их экспертному мнению, то проще влиться в систему продаж на площадке», — советует Павел предпринимателям, начинающим свой путь на площадке.
Gnom.land, Москва
Номинации: «Чемпион по количеству заказов среди малого бизнеса», «Чемпион партнерской программы», «Бестселлер в категории „Игрушки и хобби“»
Бизнес: продажа детских товаров и игрушек
Один из секретов успеха магазина — постоянная коммуникация со своими потребителями. Ольга Дьяченко, заместитель генерального директора Gnom.land, лично обращается к ним в социальных сетях и не боится извиняться. Например, когда однажды под одним артикулом в новой партии вместо слонов, страусов, оленей и кенгуру, на которых поступило много заказов, пришли только полярные мишки и совы. Всех, кто ждал слонов, обзвонили с предложением замены, только потом совы попали на витрину. В распродаже на 11.11 интернет-магазин игрушек участвовал впервые. «Мы активно начали работу на маркетплейсе только в этом году, поэтому очень рады, что выиграли», — признается Ольга Дьяченко. Особенно хорошо продавались настольные игры. Так, семейная игра «Коварный лис» из ассортимента магазина стала самым продаваемым товаром в категории «Игры и хобби».
Assorti Goods, Москва
Номинация: «Чемпион среди ИП»
Бизнес: продажа китайской косметики
Команда Assorti Goods всю распродажу вела в Instagram прямую трансляцию — что творится на складе во время 11.11, — предлагая угадать результат продаж. У Антона Юкляевских, руководителя проекта, опыт работы во время распродажи уже был. Главный лайфхак — готовиться заранее. Менеджеры проекта вместе с сотрудниками AliExpress продумали привлекательные скидки. Пополнили запасы самых популярных товаров, запаслись упаковкой. «За несколько месяцев привлекли и обучили новых сотрудников для упаковки, чтобы выдержать любое увеличение продаж», — рассказывает Антон. Команда была настолько уверена в своих силах, что решила не увеличивать срок сборки заказов до 96 часов, оставив как есть: 24 часа. «Все наши сотрудники очень вдохновились победой», — говорит Антон.
2RD Store, Екатеринбург
Номинация: «Чемпион среди ИП»
Бизнес: продажа электроники и бытовой техники
Интернет-магазин предлагает разнообразный и оригинальный ассортимент товаров и аксессуаров: адаптеры питания, зарядные устройства для самой разной техники, аккумуляторы для квадрокоптеров, системы видеонаблюдения и даже товары для детей. Компания работает в том числе и с оптовыми клиентами. Но в 11.11 участвовали не все товары. «Мы зашли всего на 10% от ассортимента, боялись, что не справимся», — говорит директор 2RD Store Илья Малышев. Но даже с десятой частью ассортимента заказов было столько, что вся команда несколько дней работала и днем и ночью.
CookieCutter Store, Санкт-Петербург
Номинация: «Чемпион среди самозанятых»
Бизнес: продажа форм и трафаретов для кондитерских экспериментов
Формы для кейк-попсов или для пряников, трафареты, подложки для тортов — продукция питерского производителя формочек для выпечки на волне интереса к домашней кулинарии пользуется популярностью. Тем более что она еще и из пищевого экопластика, сделана с заботой о природе. И все же основатель CookieCutter Store Владислав Дроздецкий не был готов к такому шквалу заказов во время распродажи. «Опыт у нас еще не очень большой, я бы посоветовал молодым продавцам рассчитывать свои силы», — рекомендует он.
MyProducts, Казань
Номинация: «Чемпион среди самозанятых»
Бизнес: продажа сувенирной продукции с индивидуальными принтами
Роман Фаткуллин признается, что о своем бизнесе начал мечтать еще в детстве — вдохновили родители. Любовь к рисованию тоже пригодилась — он организовал производство кружек с оригинальными рисунками.
«Я очень гордился, отправив свою первую кружку из Казани во Владивосток, — говорит владелец Роман Фаткуллин. — Люди каждый день работают, устают. Они хотят расслабиться, посмеяться. Многие заказывают свой дизайн».
Сначала он продавал кружки торговым точкам и сувенирным магазинам, а потом перевел бизнес в онлайн. Роман говорит, что распродажи приводят сразу большое количество людей, помогая раскрутить бизнес. «Акции AliExpress — очень нужная вещь, ими надо пользоваться», — советует он.
mamamilovarSOAPstory, Нижний Новгород
Номинация: «Чемпион среди самозанятых»
Бизнес: продажа мыла ручной работы
Главный мыловар Анастасия Батракова все еще с трудом сдерживает эмоции, вспоминая распродажу. Она зарегистрировалась на маркетплейсе всего полгода назад и впервые участвовала в распродаже. «Я смотрела на цифры по заказам и была в шоке. Акции очень нужны, я продвинула свой магазин в основном участием в акциях, так как это большая регулярная реклама. Также нужно работать над качеством товара и над отзывами. Иногда тяжело: не все покупатели бывают лояльны, но нужно искать свой подход. И работать, работать, работать», — рекомендует она.
Mamamarket Store, Ярославль
Номинация: «Чемпион по рекламному трафику среди малого бизнеса»
Бизнес: продажа развивающих игрушек для детей
Руководитель проекта Татьяна Русакова делает акцент на живое общение с покупателями: для каждого товара делает полный обзор в Instagram, отвечает на вопросы в комментариях. Неудивительно, что у канала более 300 000 подписчиков. Он заслуженно стал чемпионом по рекламному трафику. «Мы подключаем все свои площадки к рекламному трафику, на каждый товар делаем подробный обзор и транслируем его во всех каналах. Благодаря этому покупатели приходят на платформу AliExpress», — делится опытом Татьяна.
Avocado Store, Челябинск
Номинация: «Бестселлер в категории „Телефоны и аксессуары“»
Бизнес: продажа аксессуаров для телефонов
Челябинцы начали готовиться к распродаже за три недели до акции, тщательно анализируя все данные о магазине: от предварительных заказов до средней глубины просмотра страницы. «Основываясь на опыте предыдущих акций, мы примерно понимали покупательский спрос, поэтому сформировали необходимые товарные остатки. Мы точно угадали рост заказов, во время акции товара было достаточно», — говорит владелец магазина Андрей Харисов. Все заказы удалось быстро отправить покупателям. «Порадовала и организационная работа площадки», — добавляет Андрей. Бестселлером стало защитное стекло для iPhone.
«Даджет», Москва
Номинация: «Бестселлер в категории „Техника для дома“»
Бизнес: продажа инновационных товаров в мире электроники
Победу интернет-магазину обеспечил робот-мойщик окон. «Когда мы вводили этот товар, мы четко понимали, для кого он, — говорит руководитель отдела по работе с маркетплейсами Дмитрий Гордеев. — Также мы готовились к акции за три недели: проанализировали все предзаказы, в том числе товары, положенные в корзину, приблизительно рассчитывали конверсию на основе предыдущего опыта работы и под это сформировали остатки товаров».
MebelSave Store, Ростов-на-Дону
Номинация: «Бестселлер в категории „Дом и сад“»
Бизнес: продажа силиконовой прозрачной скатерти для защиты стола и других поверхностей
Магазин основала семейная пара из Ростова-на-Дону в феврале этого года. Такого ажиотажного спроса муж с женой не ожидали. «За 2 дня акции мы сделали месячный оборот, — говорит Татьяна Пинчукова. — Начинающим магазинам пожелали бы готовиться к таким акциям, они реально работают — проверено на себе. Маркетплейс — очень удобная площадка для того, чтобы в целом проверить свою нишу, с небольшими затратами прощупать, насколько товар популярен».
Yansoo, Чебоксары
Номинация: «Бестселлер в категории „Товары для мам и детей“»
Бизнес: продажа оригинальной одежды для детей и взрослых
Бестселлером на AliExpress стал стильный флисовый oversize-костюм для детей. «Начинающим продавцам советуем не лениться изучать инструкции, потому что это основополагающие основы для создания магазина, они расписаны очень подробно, — говорит руководитель проекта Татьяна Волкова. — И обязательно участвовать во всех акциях».
Mobylos, Московская область
Номинация: «Бестселлер в категории „Автотовары“»
Бизнес: продажа сертифицированных товаров для активного отдыха
В период распродажи магазин обрабатывал ежедневно в 7–8 раз больше заказов, чем в обычные дни. Но самым большим спросом пользовался карман для автомобиля на липучке. Менеджер по развитию Михаил Терентьев советует использовать все существующие для продвижения своего магазина инструменты: «Их множество — это и акции платформы, которые проводятся на регулярной основе, и собственные акции магазина, которые можно планировать самостоятельно. Также большую роль в развитии бизнеса играет работа с отзывами и своевременные ответы на сообщения покупателей».
Svarco Store, Татарстан
Номинация: «Бестселлер в категории „Инструменты“»
Бизнес: магазин сварочного оборудования и сопутствующих товаров
Покупатели оценили в этот раз защитную маску для сварки. Впервые небольшой специализированный магазин участвовал в распродаже год назад. «Спрос был сумасшедшим», — вспоминает менеджер по продукту Артур Гаусетдинов. В этот раз подошли к подготовке серьезно: заранее заготовили товары, чтобы всего было достаточно. «Для успешных продаж на AliExpress необходимо правильно выбирать товар для продажи и искать пробелы в рынке — это до сих пор возможно. Также важно делать качественное описание, выставлять конкурентные цены, работать с отзывами и оперативно реагировать на запросы клиентов», — советует Артур.
NosMag, Москва
Номинация: «Бестселлер в категории „Нижнее белье и одежда для дома“»
Бизнес: продажа носков
«Конкретных целей по количеству заказов мы не ставили, — говорит генеральный директор Владимир Вахрушев. — Наша единственная цель всегда — сделать работу как можно лучше: отгрузить все принятые заказы в срок и сделать это качественно. Начинающим магазинам хотел бы пожелать действовать, не бояться, быть более решительными, тогда все получится. Возникающие трудности на площадке оперативно решаются технической поддержкой или через онлайн-чат».
FishingGear Store, Волжский
Номинация: «Бестселлер в категории „Спорт и развлечения“»
Бизнес: продажа снаряжения для рыбной ловли
Основатель магазина Дмитрий Ляшко сделал бизнес из своего любимого увлечения и считает именно этот фактор основным в успехе: «Получение премии было неожиданным событием. Думал, что все-таки я не на том уровне. Все, что я выкладывал в этом магазине, проходило проверку именно мной и моими коллегами. Основной стимул для меня — получение удовольствия. Мне кажется, нужно начинать бизнес не ради денег. Если бизнес не приносит удовольствия, то быстро пропадает желание его развивать».
Участникам распродажи 11.11 вручали не только памятные статуэтки. В этом году компания AliExpress Россия выделила 3,5 млрд рублей на поддержку локальных продавцов в дни акции, в частности обеспечила бесплатную доставку заказов с распродажи для компаний, недавно вышедших на маркетплейс.
«Для нас, как и для наших продавцов, эта премия стала очень важным событием, — говорит Герман Ваймер, руководитель развития платформы «AliExpress Россия» для продавцов. — Мы гордимся тем, что не просто создаем уникальный для российского рынка e-commerce продукт, но и помогаем малому бизнесу по всей стране расти и процветать».
Крупные федеральные и региональные ретейлеры взяли несколько номинаций в «абсолютном» зачете: так, «Связной» получил премию за самый большой оборот на распродаже, «Мегафон» — за товар-бестселлер в категории мобильных телефонов, уральский «Сима-Ленд» — сразу две премии: за самое большое число заказов и заказы с помощью партнерской программы, петербургский «Супермаркет Гармония Цен» — за товары-бестселлеры в категориях «Дом и сад» и «Товары для мам и детей».
* На правах рекламы