К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Битва за талант»: глава Лиги Цифровой Экономики о новых вызовах российского IT-рынка

«Битва за талант»: глава Лиги Цифровой Экономики о новых вызовах российского IT-рынка
Умение формировать образ будущего, экспертиза в прорывных технологиях и развитая корпоративная культура будут определять облик лидера IT-индустрии на ближайшие годы, убежден президент Лиги Цифровой Экономики и управляющий партнер AT Consulting Сергей Шилов. О том, как меняется рынок, требования клиента и как всему этому соответствовать, — в его интервью.

— В этом году вашей компании исполнилось 20 лет. Российский рынок IT лишь немногим старше. Как бы вы охарактеризовали основные этапы его эволюции?

— За два десятилетия рынок IT изменился до неузнаваемости. Впрочем, как и наша жизнь. Собственно, развитие технологий во многом и определило портрет современного человека. Когда я начинал, моду задавали западные компании — производители аппаратного обеспечения. Российские клиенты закупали огромное количество компьютеров, серверов и прочего железа. Тогда это было очень круто и престижно, показатель успеха.

При этом даже руководители крупного бизнеса не всегда отдавали себе отчет, зачем именно нужна эта техника. Из-за отсутствия необходимых компетенций эффективность ее использования была достаточно низкой. Драйвером рынка была деятельность маркетологов IBM, HP и других гигантов, которые поставляли оборудование в Россию. Бюджетов на маркетинг и рекламу не жалели — от них зависели продажи.

В наши дни акцент делается не на аппаратное, а на программное обеспечение. Причем если 10 лет назад популярно было проприетарное ПО иностранных компаний, таких как Oracle, SAP или SAS, то сегодня востребована разработка на заказ с использованием российских продуктов, также решений open source.

Рынок крутится вокруг бизнес-задач и тех систем, которые помогают их решать. Уровень понимания сути IT и технологическая экспертиза среди руководителей и сотрудников стали значительно выше. Что касается компьютеров и серверов, то их, конечно, по-прежнему покупают, но роль им отводится скорее сопроводительная — поддержка внедряемых и используемых решений.

— Можно ли утверждать, что развитие нашего IT-рынка совпало с мировым трендом?

— Мы развиваемся так же, как мировой рынок, идем тем же путем, отстаем только на пару-тройку лет. Если говорить в целом про тенденции — на отдельных участках мы Запад опережаем. Пальма первенства перешла от производителей оборудования к разработчикам ПО и компаниям, предоставляющим услуги цифровой трансформации. В этом плане российский рынок — часть глобального. Безусловно, его можно назвать зрелым, но надо понимать, что технологии развиваются очень быстро, поэтому рынок остается подвижным, динамичным.

— Как изменился за это время ваш клиент? Каковы его основные запросы сегодня?

— Основное изменение заключается в том, что клиенты теперь гораздо лучше разбираются в IT. Одним из следствий этого стало появление большого числа кэптивных компаний в самых разных отраслях. После того как крупные заказчики обрели свои собственные наработки в IT-сфере, они постарались организовать корпоративные центры компетенций по цифровизации. Если раньше им помогали консалтинговые компании, производители аппаратного или программного обеспечения, то сегодня клиенты сами хотят быть на пике технологий и формировать тренды. На мой взгляд, этот тренд сменится и ведущую роль вновь начнут играть внешние компании.

В общем-то, в глобальном плане желания и потребности клиентов не меняются — все хотят быть эффективными и занимать лидирующие позиции на рынке. Я бы отметил то, что взаимодействие с заказчиками сегодня происходит в совершенно новой парадигме. В результате пандемии общение между людьми во всех сферах жизни во многом перешло в онлайн. Цифровизация становится вторым реальным миром в обществе и бизнесе.

— А каким образом эволюция рынка отразилась непосредственно на вашем бизнесе?

— Как я уже сказал, 20 лет назад в первую очередь была распространена поставка аппаратных средств. Наша компания со своей консалтинговой направленностью на этом фоне выглядела весьма необычно. Мы конкурировали в основном с западными фирмами — IBM, Accenture и другими, которые занимали на российском рынке очень сильные позиции. Так же, как и они, мы оказывали консалтинговые услуги, создавали и реализовывали стратегии развития по IT.

Очень многие игроки, которые тогда были лидерами, ушли с рынка. Потому что одно дело — перепродавать чужое аппаратное обеспечение, и совсем другое — предоставлять свои профессиональные услуги в сфере IT. Могу предположить, что незавидная судьба ждет и другие компании-старожилы, которые начинали бизнес с продажи компьютеров. Они занимались более денежным на тот момент видом бизнеса, но сейчас им тяжело перестроиться на другую модель.

Что до нас, то выиграть конкуренцию удалось благодаря тому, что мы сразу определились с направлением работы, фокусировались на услугах и занимались только этим.

В какой-то степени наша компания опередила время.

Помимо стратегий по цифровизации, мы разрабатываем вместе с клиентами программное обеспечение, адаптируем и внедряем в работу. Раньше мы использовали западные программные продукты. Сейчас делаем это на базе свободного программного обеспечения.

— Если говорить о самих технологиях, то какие из них вы считаете перспективными? Что определит глобальный рынок IT в первой половине XXI века?

— Одной из главных тенденций является использование облаков. Эта технология сделала просто колоссальный рывок в развитии, хотя еще 10 лет назад никто не мог даже представить, насколько она будет популярной и востребованной.

Рынок облачных решений растет огромными темпами, можно предположить, что вскоре он завоюет весь мир.

Безусловно, невероятные перспективы имеет искусственный интеллект. Есть огромное количество инвестиций в это направление и ожиданий, что оно изменит нашу жизнь, в частности рынок труда. Также я бы назвал квантовый компьютер. На мой взгляд, это очень крутая тема, которая позволит сделать прорыв в компьютерных вычислениях. Важную роль в XXI веке будут играть и системы кибербезопасности. Цифровизация открывает огромные перспективы по развитию сервисов, но она же — окно возможностей для злоумышленников. Необходимо понять, как в цифровых процессах без ущерба использовать личные данные людей.

— Вы основали компанию в 2001 году. Чем тогда руководствовались, какие были причины лично у вас?

— После окончания университета я работал в консалтинговой компании Accenture. И в определенный момент оказался без интересного проекта, причем на длительное время. Я человек крайне деятельный, самореализация для меня очень важна — иметь свое «поле деятельности» жизненно необходимо. Так как на предыдущей работе я не мог себя проявить в полной мере, поэтому решил сам создать себе новую работу. Зарегистрировал собственное юрлицо и начал напрямую оказывать услуги.

— Кто стал вашим первым клиентом?

— Это был оператор связи «Билайн», для которого мы впоследствии сделали огромное количество проектов. Самое главное, что после его прихода наша компания стала очень быстро расти. Стабильный рост бизнеса Лиги Цифровой Экономики всегда строился на том, что мы фокусировались на услугах, причем таких, которые нам самим как профессионалам интересны.

— Каковы сегодня главные вызовы, с которыми вы сталкиваетесь на рынке?

— Самый главный и основной вызов — это битва за таланты. Это вообще общемировая проблема. Высококлассных программистов, аналитиков очень мало, а проектов цифровизации становится все больше, потому что растет потребность людей в различных технологиях. Таким образом, кадровый вопрос очень сильно влияет на положение компании на рынке. Людей тяжело находить, но надо еще за них бороться с учетом ситуации, когда многие клиенты стараются формировать центры экспертиз у себя внутри. В Лиге мы делаем все, чтобы сотрудникам было комфортно работать, потому что они — наш главный актив.

По своему опыту могу сказать, что самое важное для привлечения и удержания талантов — это интересные проекты, высокий уровень компенсации, а также сильная корпоративная культура.

Также надо отметить, что, благодаря тотальному переходу в онлайн, рынок труда в IT стал абсолютно глобальным — жить теперь можно где угодно и при этом работать на любую компанию в любой точке мира. То есть география стала не важна. Это тоже приводит к интересным последствиям, но в первую очередь — к повышению конкуренции среди работодателей.

— Какими проектами из множества реализованных за эти годы вы гордитесь?

— За 20 лет на рынке наша компания реализовала тысячи уникальных проектов, и мы очень ими гордимся. Могу выделить несколько, которые памятны лично мне, потому что я принимал в них непосредственное участие не как президент Лиги, а как один из руководителей проекта. Более того, они связаны с важными этапами в жизни страны и определенными вехами в цифровизации. Это совместная работа с «Ростелекомом» по реализации сервисов электронного правительства, разработка концепции компании «Сбербанк-Технологии», а также проекты для Почта Банка, где мы внедрили платформу распознавания лиц на основе алгоритмов нейросетей.

Кроме того, хотелось бы отметить нашу экспертизу в области современных прорывных технологий. Мы сделали большое количество проектов в сфере искусственного интеллекта, в частности на базе нашего продукта «Алмаз Мониторинг», который обеспечивает контроль качества данных на основе самообучающегося интеллекта. В части облачных технологий наша компания разработала решения для таких крупных заказчиков, как МВД России, «Ростелеком», Сбербанк, ЦБ. Созданные облачные платформы управляют огромным количеством серверов в корпоративных центрах обработки данных.

— Сегодня на рынок труда в IT-сфере выходит поколение Z. Как вам вместе работается?

— Поколения всегда отличались между собой — никакой драмы тут нет. Люди, взрослевшие без интернета и гаджетов, отличаются от тех, кто практически с пеленок получил доступ в онлайн. Лига Цифровой Экономики набирает огромное число сотрудников, и все наши базовые принципы и ценности остаются в силе. Лично мне молодое поколение очень нравится, я люблю с ним работать. Тут подходит библейская заповедь: «Возлюби ближнего своего так же, как самого себя». Ни больше ни меньше. А в нашем бизнесе «ближние» — это сотрудники и клиенты. В будущем я вижу Лигу лидером цифровизации, который задает тенденции на рынке. С поколением Z и будем решать эту задачу.


Сергей Шилов — один из пионеров рынка IT-консалтинга в России. Выпускник мехмата МГУ, два года работал консультантом в российском Accenture. В 2001 году основал компанию AT Consulting. В 2017-м создал Лигу Цифровой Экономики.

Сегодня Лига Цифровой Экономики входит в число лидеров по услугам цифровизации для российского бизнеса и органов власти. В компании работают более 5000 IT-специалистов из России и стран ближнего зарубежья.


* На правах рекламы

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+