Индустриализация 2.0: почему Москва вновь фокусируется на промышленности
Непрерывное и многолетнее восхождение России по ступеням рейтинга Doing Business в этом году было прервано неожиданным обстоятельством: Всемирный банк прекратил его публикацию. За 9 лет Россия поднялась на 95 позиций и в 2019 году вошла в топ-30 стран с наиболее благоприятными условиями для ведения бизнеса. Это достижение Москвы и Санкт-Петербурга — эксперты банка оценивали бизнес-климат только двух городов, причем результат на 70% зависел от столицы.
Исчезновение рейтинга не остановит гонку мегаполисов, призом которой являются прямые международные инвестиции. Токио и Джакарта, Сеул и Нью-Йорк — крупнейшие городские агломерации ищут способы повысить привлекательность в глазах инвесторов. Российская столица также совершенствует свои стратегии и политику в этой области. Так, подъем с 31-го на 28-е место в рейтинге Всемирного банка в основном был обеспечен комплексом мер, позволивших застройщикам быстрее и легче работать в Москве. Количество требуемых процедур при получении разрешений на строительство уменьшилось с 51 (2012) до 14 (2020) за счет оптимизации государственных услуг и создания онлайн-сервисов, что позволило подняться в рейтинге по указанному направлению со 178-го (2012) на 26-е место.
Кто на свете всех инвестиционно привлекательнее?
Привлекательность города для инвесторов складывается из инвестиционного климата и потенциала региона. К последнему относится, например, качество трудовых ресурсов. Москва — один из мировых лидеров по уровню школьного образования согласно Международной программе оценки образовательных достижений учащихся (PISA); 40,1% горожан с постоянной пропиской имеют высшее образование; кроме того, в столице сосредоточено свыше 30% научных кадров России. При этом экономически активное население московской агломерации — 11 млн человек, что больше, чем в Лондоне или Дубае.
По объему потребительских расходов столица России занимает третье место в Европе — $172,5 млрд (около 12,9 трлн рублей — ноябрь 2021). Москва обладает развитой транспортной сетью и постоянно ее модернизирует: в 2020 году было построено 7 станций метро и 115 км дорог, а также совершенствуются объекты социальной инфраструктуры. Наконец, Москва является международным деловым центром: большинство зарубежных банков и глобальных корпораций, таких как Microsoft или Volkswagen, имеют представительства в российской столице.
Это приносит плоды: 17,8% от общероссийского объема инвестиций в основной капитал и около половины всех прямых иностранных инвестиций приходятся на столицу. Даже в прошлом году, когда мировую экономику парализовала пандемия, снижения темпов инвестиций не наблюдалось. Наоборот, их объем вырос по сравнению с 2019 годом на 1,7% — до 3,6 трлн рублей.
«Безусловно, властям пришлось пересмотреть некоторые инвестиционные планы, чтобы перенаправить средства на борьбу с COVID-19. Некоторым отраслям (туризм, гостеприимство, на первом этапе — торговля) потребовалась серьезная помощь. Но зато ряд других (высокотехнологичная промышленность, онлайн-бизнес, дистанционные сервисы) вырос. И в целом инвестиционная привлекательность Москвы продолжает оставаться на высоком уровне и даже демонстрировать рост», — рассказывает президент Московской торгово-промышленной палаты Владимир Платонов.
Другая составляющая привлекательности региона — инвестиционный климат, являющийся индикатором комфорта бизнес-среды: насколько быстро можно зарегистрировать бизнес, уплатить налоги, получить разрешение на строительство или подключиться к электросетям. Москва наравне конкурирует с другими мегаполисами. Так, уладить вопрос с электроснабжением (до 150 кВт) можно за 25 дней (в 2019 году на это требовалось 70 дней) — в этом российская столица уступает лишь Дубаю. По срокам регистрации собственности Москва находится в тройке лучших городов мира. А по обеспечению исполнения контрактов — специфического показателя Doing Business, связанного с эффективностью разрешения коммерческих споров, — Москва на 1-м месте.
«Москва на протяжении многих лет является регионом — лидером Национального рейтинга инвестклимата, — указывает директор лаборатории инициатив Агентства стратегических инициатив (АСИ) Андрей Дорошенко. — Можно отметить высокую эффективность оказания государственных услуг для инвесторов: получение разрешений на строительство, регистрацию прав собственности, постановку земельного участка на кадастровый учет и подключение к электросетям».
В 2019 году был учрежден Проектный офис по улучшению столичного инвестиционного климата — коллегиальный рабочий орган Правительства Москвы. Его задачи: снижение административных барьеров, упрощение деловых процедур и выработка мер поддержки инвесторов.
«Для большинства российских городов Москва выступает в качестве ролевой модели — в том числе когда речь заходит о взаимодействии с инвесторами, — говорит директор по развитию бизнеса программ государственного управления Школы управления СКОЛКОВО Александр Лебедев. — Среди таких примеров: Московский инвестиционный портал и цифровая экосистема, включающая в себя несколько ИТ-проектов для сопровождения бизнеса и развития инвестиционной деятельности. «Метавселенная» для инвесторов привлекает в Москву около половины международных инвестиций».
В помощь промышленнику
Москва выработала солидный инструментарий для инвесторов — прежде всего промышленных, так как этот сектор обеспечивает город рабочими местами, отчислениями в бюджет и способствует его развитию. Например, 17% «старой Москвы» — это старые неработающие предприятия, склады и отстойники такси. Для того чтобы превратить мертвые места в современные районы с новыми производствами, был разработан проект комплексного развития территорий «Индустриальные кварталы». Потенциал столичных «заброшек» колоссален: 2000 га, или 33 млн кв. м, и чтобы его реализовать и получить полмиллиона дополнительных рабочих мест, необходимо привлечь инвесторов.
«На месте объектов, портящих лицо города, представляющих угрозу для инженерной и транспортной инфраструктуры, появляются кварталы, возводимые сразу по комплексному плану «жилье — транспорт — коммуникации — социальные объекты — рабочие места на современных производствах», — отмечает Владимир Платонов. — Как правило, на таких территориях уже подведены необходимые коммуникации, создана логистическая инфраструктура, что сокращает накладные расходы и повышает инвестиционную привлекательность каждого такого проекта».
Меры поддержки доступны для новых и действующих предприятий. К первому пакету относится, например, Инвестиционный приоритетный проект (ИПП) — механизм предоставления налоговых льгот и льгот по арендной плате за земельные участки. Статус ИПП присваивается проектам по модернизации или освоению выпуска промышленной продукции; созданию технопарка или индустриального парка; реализации концессионных соглашений и соглашений о государственно-частном партнерстве. Кроме того, он присваивается при строительстве образовательных, культурных и социальных объектов. К середине 2021 года в Москве реализовали 14 подобных проектов, общая сумма инвестиций составила 37 млрд рублей.
Другой важный механизм поддержки — обеспечение гарантированного сбыта продукции. Для этого используется государственный контракт со встречными обязательствами. Проще говоря, инвестор строит завод, а город обязуется закупать его продукцию в течение ряда лет. С 2017 года Москва заключила пять таких контрактов общей стоимостью 72,7 млрд рублей — с производителями медицинских изделий, фармацевтических препаратов и пищевой продукции.
Предприятия, планирующие локализацию или расширение на территории Москвы, могут получить содействие в проработке проекта и подборе производственной площадки. Кроме того, инвестору будет оказана помощь в получении мер государственной поддержки и взаимодействии с Правительством Москвы. К услугам обеспечения локализации с 2017 года прибегло 51 промышленное предприятие — в результате появились 3600 новых рабочих мест, объем инвестиций составил 19,5 млрд рублей.
Кроме того, еще одним стимулом для развития промышленности и инвестиций в Москве является особая экономическая зона «Технополис «Москва», которая включает в себя 5 площадок в 223,3 га. Для резидентов предусмотрено снижение региональной налоговой нагрузки. Развитие особой экономической зоны способствует обеспечению инфраструктурных потребностей резидентов, формированию максимально комфортных условий и современного общественно-делового пространства.
«Абсолютно правильные и эффективные меры, — убеждена уполномоченный по защите прав предпринимателей в Москве Татьяна Минеева. — Считаю необходимым совершенствовать эти направления: гарантированный сбыт, локализация (офсеты) — у всего этого есть большие резервы для развития».
Москва также предлагает инвесторам консультационную поддержку при реализации промышленных проектов: начиная с формирования концепции и инвестиционного анализа и заканчивая заключением договора аренды недвижимого имущества и изменением вида разрешенного использования земельного участка.
Во второй пакет мер, направленных на поддержку действующих предприятий, входит присвоение производствам десятилетних статусов «Промышленный комплекс» (объектам инжиниринговой, промышленной деятельности) и «Индустриальный парк» (комплексам производственных, административных и складских зданий). Оба статуса подразумевают налоговые преференции, например, 0% налога на недвижимое имущество для «Индустриального парка», или 0,3% ставки аренды от кадастровой стоимости для «Промышленного комплекса».
Помимо льготного налогообложения, действующие предприятия могут претендовать на субсидии (до 300 млн рублей для индустриального или креативного технопарка, инновационного научного центра) и льготные займы — от 5 млн до 200 млн рублей; для промышленных комплексов — до 300 млн рублей.
Наконец, механизм поддержки, одинаково важный для новых и действующих предприятий, — содействие экспорту промышленной продукции. Московским производителям предлагаются информационно-методические консультации, экспертный анализ целевых рынков и сопровождение переговоров с иностранными партнерами. С помощью байерской программы возможно организовать бизнес-миссии с зарубежными торговыми представителями и технологические туры на производство.
«Город перешел к формированию индустрии, связанной с высокой добавленной стоимостью, внедрением инновационных проектов и современных технологий, не требующих обширных площадей, больших материальных и энергозатрат. Через систему налоговых преференций стимулируется развитие современных промышленных кластеров, концентрирующих энергоэффективные и экологически чистые производства», — заключает президент Московской торгово-промышленной палаты.
Цифры говорят сами за себя: по итогам восьми месяцев 2021 года объем несырьевого неэнергетического экспорта составил $20,13 млрд в текущих ценах (около 1,5 трлн рублей — ноябрь 2021), что почти на треть больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В число крупнейших покупателей входят Казахстан, США, Белоруссия и Германия. Основной драйвер роста несырьевого неэнергетического экспорта — промышленная продукция, на которую приходится порядка 90% всего объема.
В рамках национального проекта «Международная кооперация и экспорт» перед российской экономикой была поставлена важная задача по оказанию поддержки производителям инновационной продукции, востребованной на глобальном рынке. Цель нацпроекта — обеспечение реального роста экспорта несырьевых неэнергетических товаров к 2030 году не менее чем на 70% по сравнению с 2020 годом. Москва свои целевые задачи в рамках проекта выполняет и перевыполняет.
Столица будущего
Реиндустриализация — тренд мировой экономики, и Москва не единственный мегаполис, избравший этот курс. Правительство Гонконга (третье место в рейтинге Doing Business) требует сместить акценты со сферы услуг на возрождение производства. Для этого применяются механизмы, схожие с московскими: помощь бизнесу в локализации, реновация старых промышленных зданий и субсидирование производителей. Программа, похожая на «Индустриальные кварталы», действует в Копенгагене. Столица Дании также осуществляет всеобъемлющее сопровождение новых проектов.
«Развитие городов напрямую связано с глобальными изменениями. Уже сейчас создаются кластеры мегаполисов, например, Гонконг и Шанхай, где на компактной территории живут и работают более 120 млн человек, что сопоставимо с целым государством, — рассказывает управляющий партнер компании Ernst & Young по странам СНГ Александр Ивлев. — Большое значение приобретает транспортная инфраструктура, важнее стало соблюдение экологических требований. Так, согласно исследованию, проведенному Массачусетским технологическим институтом среди 350 крупнейших городов мира, 75% планируют снизить влияние климатических факторов, при этом 78% из них не имеют достаточного финансирования для решения этой задачи. Расположенные в городах старые производства уже не соответствуют требованиям жителей и бизнеса. Поэтому для многих мегаполисов, включая Москву, вопрос реиндустриализации становится одним из самых насущных».
«Мегаполисы заинтересованы в реализации стратегии развития. У кого она существует, конечно. В Москве у нас также есть Инвестиционная стратегия на период до 2025 года — документ стратегического планирования, определяющий вектор инвестиционного развития города. Фокус инвестиционной политики мегаполисов, очевидно, должен быть на поддержке инвесторов по приоритетным векторам развития. А реиндустриализация — отражение этих процессов», — отмечает уполномоченный по защите прав предпринимателей в Москве Татьяна Минеева.
В Москве функционирует свыше 3000 предприятий, причем 500 из них локализовались в городе за последние пять лет — их совокупная выручка в 2020 году превысила 95 млрд рублей. Промышленный комплекс столицы обеспечивает работой около 700 000 горожан.
Реализация флагманского проекта Правительства Москвы «Индустриальные кварталы» позволит создать еще 4500 предприятий. Уже до конца этого года инвесторы вложат в реорганизацию заброшенных территорий более 440 млрд рублей, а к 2024 году планируется завершить строительство первого индустриального квартала «Октябрьское поле». Помимо рабочих мест и отчислений в бюджет, современные производства превратят Москву из «сырьевой столицы мира» в главный город высокотехнологичной и быстро обновляющейся страны.
* На правах рекламы