К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Анализируй это: зачем руководителям учиться управлять большими данными

Анализируй это: зачем руководителям учиться управлять большими данными
Управлять бизнесом, руководствуясь только опытом и интуицией, в цифровом мире уже нереально. Современные лидеры принимают решения на основе больших данных. Зачем топ-менеджерам навык работы с данными и почему он так важен сегодня, рассказывают авторы программы Master in Management Analytics бизнес-школы СКОЛКОВО.

Московская школа управления СКОЛКОВО запустила новую образовательную программу по аналитике для управленцев и владельцев бизнеса — Master in Management Analytics. Она рассчитана на год. Ее участники будут учиться применять data-driven (основанный на данных) подход в создании и реализации стратегии бизнеса. 

90% компаний в России так или иначе уже используют аналитику данных — в маркетинге, на производстве, в работе с персоналом и клиентами. Это показало исследование IDC. 46% из них с помощью аналитики находят новые источники дохода и создают бизнес-модели. «Раньше большинство аналитических моделей были ретроспективными, но с появлением предсказательных моделей они оказались нацелены на будущее», — замечает Ольга Ниссен, директор центра управления на основе данных бизнес-школы СКОЛКОВО.

При создании бизнес-моделей компании все чаще используют не только собственные данные, но и множество внешних: прогноз погоды, информацию из соцсетей, цены на нефть, ограничения в связи с COVID-19. В сети супермаркетов Walmart знают, что в солнечный день в Чикаго резко возрастают продажи клубничных йогуртов, и подстраивают под этот спрос отгрузку продукции. А онлайн-кинотеатр Netflix изучает предпочтения клиентов, чтобы создавать коммерчески успешные продукты. Перед созданием «Карточного домика» компания проанализировала 30 млн сценариев и 4 млн зрительских мнений. После запуска пилота Netflix может ввести новых персонажей или изменить сюжет в зависимости от реакции зрителей. 

Подобные инсайты повышают эффективность бизнеса. Однако пока лишь немногие руководители владеют инструментами анализа данных и умеют разрабатывать с их помощью новые концепции и продукты, четко ставить задачи подчиненным и оценивать результаты. Именно этому будут учить на новой программе SKOLKOVO MMA. Какие навыки смогут прокачать топ-менеджеры? 

Обновить портфель навыков

Компании научились собирать данные, но только 6% членов советов директоров в мире владеют инструментами их анализа, а в России таких топ-менеджеров еще меньше, говорит Ольга Ниссен. До недавних пор эти знания не входили в «портфель навыков» управленца. «Из-за этого обострился конфликт поколений: молодые аналитики хорошо знают технологии, язык программирования Python, а их 40-летние боссы в этом не разбираются», — объясняет эксперт. 

Многие руководители убеждены, что анализ данных можно полностью делегировать специалистам. Кто-то считает, что просто наймут дата-аналитиков и у них будет много цифровых продуктов. Сегодня это по меньшей мере наивно, убеждена Ольга Ниссен. 

Сейчас навыки обращения с данными нужны во всех отраслях и на любой должности — будь то директор по маркетингу, начальник отдела логистики или владелец бизнеса. «Если аналитику данных начали использовать конкуренты, а вы еще нет, вас может просто выбить с рынка. Чтобы ставить задачи аналитикам, оценивать сроки и стоимость работ, контролировать результат, нужно уметь говорить на их языке», — уточняет Михаил Недяк, академический директор программы Master in Management Analytics бизнес-школы СКОЛКОВО.

Найти новые точки роста

Крупный интернет-магазин Yoox, торгующий одеждой класса люкс со скидками, придумал, как с помощью больших данных сократить возвраты. Покупателям предложили заполнить в таблице свои данные: возраст, вес, рост, размер. Когда в базе накопились параметры тысяч людей, покупатель стал получать прогноз, насколько ему подойдет та или иная вещь: «на основе предпочтений покупателей с данными, как у вас, есть вероятность 78%, что вы будете довольны размером». Это помогло стимулировать повторные покупки и снизить издержки из-за возвратов.  

Придумать, что такая опция нужна интернет-магазину, аналитики не могут. Задачу должен поставить управленец. «Это задача топ-менеджера — от генерации идеи до контроля результатов», — объясняет Ольга Ниссен. Крупные компании все чаще нанимают директоров по данным: если в 2012 году такие руководители были в 12% корпораций, то в 2021 году — уже в 65%, выяснили в агентстве NewVantage Partners. Спрос на дата-аналитиков в России в этом году вырос на 222%. Реальная польза для бизнеса будет только тогда, когда топ-менеджер интегрирует это в свои бизнес-функции. 

Компании, умеющие работать с данными, растут в среднем на 30% быстрее каждый год, выяснили в агентстве Forrester. По расчетам McKinsey, они в 23 раза чаще привлекают клиентов и в 19 раз чаще становятся прибыльными. 

Просчитать риски

С помощью аналитики данных можно предсказывать любые риски: поломку оборудования, спады спроса или трудовые конфликты. В пандемию выиграли те компании, которые заранее просчитали цепочки поставок с учетом возможных катаклизмов, рассказывает Ольга Ниссен. Когда границы закрылись, у многих случился коллапс с закупками. Те же, кто внедрил динамическую цепочку поставок и постоянно отслеживал ситуацию, смогли быстро перестроиться. «Предиктивная аналитика делает цепочки поставок более устойчивыми и в «мирные» времена: если в Китае рабочие на металлургических заводах собираются бастовать, лучше заранее заключить договоры с соседней Кореей, где все спокойно», — объясняет Ниссен. 

Служба экспресс-доставки DHL столкнулась с «проблемой последней мили»: на нее приходилось 28% общей стоимости доставки. Водитель тратил много времени, когда заезжал во дворы и искал парковку. Кроме того, выяснилось, что некоторые курьеры около часа планируют маршрут вручную. Компания внедрила технологию считывания геокарт в режиме реального времени: ИИ планирует маршруты, используя оперативные данные с дорог, и быстро находит пути объезда в случае проблем. Водители стали избегать пробок, экономя бензин, а курьеры — быстрее выстраивать маршруты. Затраты «последней мили» удалось снизить на 20–40%.

Поддержать команду и сотрудников

Продвинутые компании применяют аналитику данных и в работе с персоналом. К примеру, на основе данных самых успешных работников (пол, возраст, образование, опыт) создают портрет идеального кандидата и учитывают его при найме. 

В Google есть целый отдел, анализирующий информацию, связанную с поведением сотрудников: их продуктивность, переработки, признаки усталости или выгорания. На основе эти данных появились «8 стратегий поведения менеджеров Google», которые постоянно дополняют и используют при найме и обучении. Компания McDonald’s пришла к неожиданному выводу: оказалось, что в ресторанах, где работают сотрудники старше 60 лет, на 20% больше довольных клиентов, и это напрямую влияет на прибыль. 

Управленцы, освоившие постановку аналитических задач, поднимаются на более высокий уровень ответственности, им поручают новые задачи, убеждены эксперты. «А вот те, кто анализирует данные только в Exсel, могут потерять работу», — предупреждает Михаил Недяк. Управленец, решивший поступить на программу Master in Management Analytics бизнес-школы «Сколково», научится использовать цифровые инструменты и видеть новые возможности в разрозненной аналитике. После окончания курса работа руководителя из «угадайки» превратится в творческий аналитический процесс, уверена Ольга Ниссен. 

О том, почему сегодня руководителям и владельцам бизнеса так важно учиться управленческой аналитике, Ольга Ниссен расскажет на вебинаре 18 ноября.

Узнать больше о самой программе SKOLKOVO MMA можно на сайте бизнес-школы СКОЛКОВО.

*На правах рекламы

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+