Сквозь тернии к Повестке 2030: Москва на пути к устойчивому развитию
В период кризиса и неопределенности крупнейшие мегаполисы мира стремятся доказать свою устойчивость в борьбе за инвестиции. Чтобы преодолеть последствия пандемии — в том числе экономические и социальные, — городам необходимо выработать новый подход к развитию, в основу которого положено благополучие населенных пунктов. Еще до начала эпидемии коронавируса Правительство Москвы стало воплощать цели устойчивого развития ООН, что способствовало выработке стратегии сохранения устойчивости города. Об этом говорится в подготовленном к публикации Организацией экономического сотрудничества (ОЭСР) докладе «Территориальный подход к целям устойчивого развития в Москве». Мы обратились к экспертам, чтобы выяснить, как российская столица достигает целей устойчивого развития.
Что такое ЦУР
Избавить человечество от нищеты, преодолеть неравенство и исцелить планету — 17 целей устойчивого развития (ЦУР), принятые на Генеральной ассамблее ООН в 2015 году, призваны объединить усилия международного сообщества ради достижения лучшего будущего. Россия вместе с другими 192 странами подписала резолюцию «Преобразование нашего мира», подразумевающую достижение ЦУР к 2030 году.
Для исполнения амбициозной задачи в 2016 году под эгидой Организации экономического сотрудничества (ОЭСР) был запущен пилотный проект «Территориальный подход в достижении целей устойчивого развития». В нем отмечается, что города и регионы играют ключевую роль в реализации ЦУР — без участия местных правительств большая часть целей просто не может быть достигнута.
В 2019 году к «пилоту» ОЭСР присоединилась Москва: участие в проекте городские власти связывали с возможностью оценить развитие столицы с точки зрения международных стандартов и принципов ООН. Такая оценка дается в докладе «Территориальный подход к целям устойчивого развития в Москве». Документ еще не опубликован, но мы смогли ознакомиться с рядом его положений.
В отличие от других мегаполисов, например Нью-Йорка, реализующего стратегию устойчивого развития OneNYC 2050, российская столица не выработала единого подхода, позволяющего достигнуть ЦУР. Сегодня Москва осуществляет три масштабные программы: Генеральный план до 2035 года, Инвестиционную стратегию на период до 2025 года и концепцию «Умный город 2030». Кроме того, в столице действует еще 14 трехлетних программ, посвященных образованию, спорту, здравоохранению и другим направлениям. Они не связаны с ЦУР напрямую, однако их воплощение помогает достигать целей ООН.
Например, Генплан предусматривает создание деловых, промышленных зон и уплотнение центра города — при сохранении зеленых насаждений. Приоритетной задачей является совершенствование общественного транспорта, прежде всего метрополитена. Это позволяет сдержать автомобилизацию и улучшить экологию, ведь на долю автотранспорта приходится до 90% всех загрязнений воздуха. Таким образом, достигается Цель №3 «Обеспечение здорового образа жизни», а также №13 «Принятие срочных мер по борьбе с изменением климата».
Инвестиционная стратегия Москвы учитывает цели Генплана: она ориентирована на развитие жилой, транспортной и социальной инфраструктуры. Ее задачей является улучшение инвестиционного климата города, увеличение объема конкурентных и частных инвестиций, в том числе для замещения бюджетных. Это отвечает ЦУР №8 «Содействие поступательному и устойчивому экономическому росту».
«Москва стремится создавать все условия для привлечения инвестиций, направленных на устойчивый экономический рост, — рассказывает менеджер практики стратегического и операционного консультирования КПМГ Диана Дедкова. — Знаковой инициативой стал выпуск «зеленых облигаций»: 70 млрд рублей от выпуска финансового инструмента направлены на развитие крупнейший проектов в сфере ESG — строительство Большой кольцевой линии метрополитена и развитие электробусного парка».
Инвестиционная стратегия также помогает достигать ЦУР №7 «Доступная и чистая энергия», отмечает заместитель директора Центра отраслевых исследований и консалтинга Финансового университета при Правительстве РФ Никита Осокин: «В Москве реализована масштабная программа по установке автоматизированных индивидуальных тепловых пунктов (АИТП) в многоквартирных домах. Они позволяют повысить эффективность потребления тепловой энергии. Программа выполняется с помощью инструмента энергосервисных договоров, который предполагает разделение выгоды от экономии между инвестором и управляющими организациями. При этом бюджетное финансирование не задействовано вовсе».
Наконец, мегаполис будущего невозможно представить без включенных в повседневную жизнь цифровых решений. Концепция «Умный город 2030» была представлена в 2018 году после обсуждения с бизнесом и горожанами: было подано свыше 2500 идей. С помощью технологий искусственного интеллекта и больших данных предполагается реализовать прозрачное управление городом, создать условия для развития предпринимательства и повысить уровень жизни. Таким образом, Москва достигнет ЦУР №11 «Обеспечение открытости, безопасности, жизнестойкости и экологической устойчивости городов и населенных пунктов».
Окна роста
Насколько эффективно такое опосредованное по отношению к ЦУР развитие позволяет достигать целей устойчивого развития? Москва входит в 5% лучших регионов ОЭСР: максимальный процент граждан с высшим образованием (ЦУР №4) среди всех регионов; наукоемкая и инновационная промышленность (ЦУР №9); низкий уровень безработицы и достойная работа (ЦУР №8) — сильные стороны российской столицы.
Некоторые показатели можно объяснить эффектом «высокой базы» (например, долю образованных горожан), однако усилия городских властей заметны. Так, Москва заняла первое место в обзоре Ernst & Young, посвященном государственной поддержке бизнеса во время эпидемии. А цифровые инновации, например платформа «Московская электронная школа», с помощью которой в начале 2020 года половину столичных школьников перевели на дистанционное обучение, позволили Москве занять третье место в глобальном рейтинге городов StartupBlink.
Включение города в повестку устойчивого развития расширяет возможности глобального бизнес-партнерства. Об этом свидетельствуют меморандумы о сотрудничестве между правительством и крупнейшими компаниями, такими как PepsiCo или McDonald's.
«Летом мы подписали с городом меморандум о достижении ЦУР, — рассказывает вице-президент по корпоративным отношениям PepsiCo в России и СНГ Марина Балабанова. — На двух московских заводах внедряем практики бережливого производства, экономящие ресурсы и сокращающие выбросы СО2. Благодаря поддержке Москвы мы получили земельный участок под строительство очистных сооружений для Лианозовского молочного комбината — крупнейшего предприятия по производству продуктов питания в Восточной Европе».
Некоторые показатели ЦУР уже достигнуты городом — например, Москва не только обгоняет другие регионы ОЭСР по количеству врачей на 1000 человек (5,8 против 2,8), но и превосходит рекомендованное ЦУР значение — 4,8. Однако, как отмечает академик РАН Александр Румянцев, точный статистический подсчет московских врачей затруднен наличием в столице медицинских учреждений, не относящихся к городскому здравоохранению.
«Статистический подсчет, как правило, ведется среди всех врачей, но в Москве есть масса федеральных учреждений, не относящихся к столичному здравоохранению. Они обслуживают в основном субъекты федерации, — объясняет Румянцев. — Например, в Центре им. Дмитрия Рогачева более 90% пациентов — не жители Москвы. При этом концентрация специалистов высокая, потому что Центр оказывает высоко специализированную помощь. Есть и полузакрытые, частные медицинские учреждения. Когда ведется подсчет московских врачей, нужно брать это в расчет».
По ряду других целей городские власти добились заметного прогресса. Например, в ЦУР №12 «Обеспечение перехода к рациональным моделям потребления и производства»: чрезмерное использование личного транспорта прекращается, однако остаются проблемы с переработкой городских отходов — 22,3% против 40% в среднем по ОЭСР. В этом отношении Москва сравнима с японским городом Китакюсю, перерабатывающим 27% муниципальных отходов.
В Москве низкие цены на электроэнергию в сравнении с другими мегаполисами мира. Более того, российская столица получила максимальное количество баллов в рейтинге Doing Business 2020 по индексам «надежности электроснабжения» и «прозрачности тарифов». Однако городу необходимо повышать энергоэффективность и сокращать использование ископаемого топлива в производстве электроэнергии.
«На сегодняшний день Москва является лучшим регионом в стране по показателю энергоемкости экономики, теперь следует задуматься о достижении углеродной нейтральности, — считает Никита Осокин. — Уже формируется нормативное поле: принят Федеральный закон «Об ограничении выбросов парниковых газов»; до конца текущего года будут приняты подзаконные акты для формирования института климатических проектов; готовится «низкоуглеродная» стратегия до 2050 года».
Главным вызовом для Москвы является продолжающаяся урбанизация. Российская столица сталкивается с типичными для мегаполисов проблемами: рост численности населения усугубляет транспортную и экологическую проблему. Чтобы преодолеть болезнь роста, Москве необходимо видеть ясные ориентиры и опираться на международный опыт, а значит, 17 целей ООН должны быть приняты за основу сбалансированного социально-экономического и экологического развития города.
* На правах рекламы