Андрей Яновский, ЕМС: «Мы создаем территорию здоровья, а не лечения»
— Недавно EMC был удостоен престижной международной премии Luxury Lifestyle Awards. За что она присуждается?
— Премия присуждается компаниям в сегменте люкс за безупречный сервис. EMC стал первым в мире мультидисциплинарным госпиталем, получившим звание лауреата Luxury Lifestyle Awards. Один из важнейших параметров, который оценивался экспертами, — готовность компании предлагать персонализированные решения исходя из потребностей клиента. Поскольку мы работаем в сегменте медицины премиального качества, нашей аудитории важен первоклассный сервис и личное внимание, тем более, когда речь идет о здоровье. Поэтому мы постоянно улучшаем клиентский опыт: за каждым клиентом закрепляется личный врач, который курирует его состояние здоровья, становясь по сути персональным медицинским советником для клиента и его семьи на долгие годы.
— Сейчас EMC — самая дорогая сеть частных клиник на российском рынке. И вы неоднократно говорили, что конкурируете с европейскими клиниками. Почему клиенты, в том числе знающие о возможностях лечения за рубежом, выбирают именно ЕМС?
— Действительно, ЕМС конкурирует со знаменитыми медицинскими учреждениями по всему миру. Исторически часть наших сограждан уезжала сначала в европейские страны, потом в США, Сингапур, Южную Корею. Во многом это связано с некими стереотипами, часто кажется, что «там лучше, чем у нас». Но подход ЕМС демонстрирует: не нужно далеко ехать, медицинскую помощь высочайшего класса, в том числе подтвержденную международной сертификацией JCI, можно получить в Москве. Это удобно, почти все наши клиники, за исключением реабилитационного центра, расположены в центре города, именно там, где наши клиенты традиционно привыкли получать услуги.
— Как вы привлекаете зарубежных специалистов? Какие требования предъявляете к квалификации врачей?
— Качество и репутация медицинской команды невероятно важны, поэтому мы уделяем большое внимание привлечению медицинских специалистов и созданию сильного бренда в сообществе врачей. Мы собрали международную команду, в которую входят всемирно признанные врачи, врачи с опытом работы в ведущих клиниках США, Западной Европы и Израиля. Среди них знаменитый нейрохирург, член Королевского Колледжа Хирургов Англии профессор Алексей Леонидович Кривошапкин, эксперт международного уровня в области онкологии и радиотерапии Нидаль Салим, единственный в России действительный член Американского общества гинекологов-онкологов Владимир Носов, ведущий российский ортопед-травматолог, хирург профессор Андрей Королев и многие другие.
В EMC существует набор достаточно жестких требований, касающихся не только профессионального опыта, накопленного к моменту, когда специалист хочет работать с нами, но и постоянного развития и повышения уровня квалификации. Со своей стороны компания предоставляет для этого все необходимое.
Знание иностранных языков, публикации в научных сборниках, участие в профильных мероприятиях обязательны. Более 90% наших врачей говорят на иностранных языках. Это важно, так как дает возможность врачам получить доступ к мировой базе знаний, наиболее актуальной информации, которая постоянно обновляется и может иметь решающее значение для лечения пациента.
В 2012 году мы решили использовать наш уникальный медицинский опыт и создали Медицинскую школу ЕМС, которая стала важным центром компетенций в России и СНГ. Наша школа предоставляет уникальное мультидисциплинарное последипломное образование и готовит специалистов мирового уровня как для ЕМС, так и для внешнего медсообщества. Сейчас в школе уже успешно работает 21 кафедра.
Еще одно обязательное требование: постоянное участие в международных конгрессах, конференциях и консилиумах. Наши специалисты часто принимают участие в разборе сложных случаев, в том числе по запросам из зарубежных медицинских учреждений. Экспертиза ЕМС развивается и в сфере инновационных научных подходов: у клиники достаточно патентов, уникальных методов и технологий, на которые есть спрос за границей. К примеру, разработанная врачами EMC инновационная технология лечения рецидивов злокачественных глиом головного мозга вызвала большой интерес специалистов в Европе и США.
Поэтому можно с уверенностью говорить: наши врачи — признанная часть мирового медицинского сообщества.
— Отмечаете ли вы рост спроса на превентивную медицину? Как реализовано это направление в EMC?
— Cегодня люди предъявляют все более высокие требования к качеству жизни. Мы привыкли жить в напряженном ритме, нагрузка на организм постоянно увеличивается, чтобы оставаться в работоспособном состоянии и отвечать на внешние вызовы, нужно регулярно уделять внимание здоровью. Как нам может помочь превентивная медицина? Во-первых, повысить адаптационные возможности организма. В условиях пандемии мы все поняли, как это важно. Одна из задач превентивной медицины — еще до возникновения каких-либо опасных ситуаций сделать так, чтобы организм был к ним максимально подготовлен и перенес любое столкновение с заболеванием с минимальными потерями. Второе – это оценка рисков и предупреждение возникновения заболеваний, даже генетически обусловленных, которые могут проявиться спустя годы. Третье – это так называемая anti-age медицина — корректировка нарушений, провоцирующих преждевременное старение.
Мы первыми в стране собрали экспертную группу специалистов в области превентивной медицины на базе клинических подразделений EMC.
Самое важное, что нам удалось создать слаженный союз профильных специалистов по таким направлениям, как кардиология, эндокринология, андрология, гинекология, неврология, генетика, со специалистами превентивной медицины. Два основных направления — профилактика и лечение возникших заболеваний, которые максимально дополняют друг друга, позволяют достичь сохранности здоровья на долгие годы. Мы считаем такой подход не только высоковостребованным, но и эффективным, в первую очередь для клиента, гарантируя ему качественные изменения образа жизни, самочувствия и здоровья.
— Изменила ли пандемия COVID-19 спрос на телемедицину, дистанционные услуги и услуги на дому?
— Пандемия, несомненно, стала катализатором «осовременивания» медицины и развития дистанционных услуг. Во втором и третьем кварталах 2020 года в ЕМС спрос на удаленные консультации вырос в 3000 раз. 10% от тотальной выручки компании в прошлом году составили услуги, оказанные клиентам из регионов, которые первоначально обратились за дистанционной консультацией, вторым мнением и уже потом приехали в Москву на лечение.
Несмотря на то, что законодательство по-прежнему жестко регламентирует телемедицину — с ее помощью все еще нельзя ставить диагноз — она дает колоссальные возможности для дистанционного мониторинга здоровья, в том числе с использованием современных гаджетов. Это не только умные часы и фитнес-трекеры, но и более сложные устройства для мониторинга ЭКГ, частоты дыхания, пульса, давления или устройства для дистанционной диагностики. Например, израильский прибор с камерой высокого разрешения, с помощью которого врач может дистанционно осмотреть ЛОР-органы, послушать бронхи и легкие, что очень удобно, например, для родителей, путешествующих с детьми.
В целом мы не просто внедряем новые сервисы, а строим цифровую экосистему, востребованную у клиентов, заинтересованных в современных технологиях и цифровых сервисах. Во многих областях, например, в банковском бизнесе, цифровые услуги внедряются давно и широко, в медицине они пока не получили такого развития. А ожидания клиентов тем не менее очень велики, поэтому современный медицинский центр не может не трансформироваться.
— Занимаетесь ли вы постковидной реабилитацией?
— Мы запустили программу реабилитации после COVID-19 еще в самом начале пандемии. Последствия перенесенной коронавирусной инфекции индивидуальны — мировой практики пока недостаточно, чтобы создать универсальную систему восстановления, которая подошла бы всем. В этом случае персонифицированный подход к каждому клиенту особенно эффективен. На базе ЕМС в Жуковке функционирует целый комплекс со всем необходимым оборудованием и квалифицированными специалистами. Мы принимаем пациентов в том числе нуждающихся в кислородной поддержке. Восстановление организма после коронавируса – это не история нескольких дней, часто требуется длительная реабилитация, но то, что пациенты даже после 70-80%-ного поражения легких встают на беговую дорожку и постепенно полностью возвращаются к нормальной жизни, считаю очень хорошим результатом.
— Сейчас акции EMC котируются на Московской бирже значительно выше, чем при IPO в июле этого года, которое само по себе было успешным. Вы предполагали такой интерес инвесторов? И как использовали средства, полученные при размещении акций?
— В случае с ЕМС выход на IPO был не средством привлечения дополнительных средств и попыткой расти за счет поглощений или слияний, а частью стратегии, которая базируется на том, что мы хорошо знаем и умеем. Часть этой стратегии— дальнейшее углубление компетенций во всех 57 специализациях клиники.
Став публичной компанией, ЕМС получил возможность учитывать мнение инвесторов, чтобы оставаться по-настоящему привлекательным и интересным для новых инвестиций. Наблюдается интересная интеграция: часть наших пациентов стала ретейл-инвесторами в бизнесе по IPO, а некоторые из уже активных инвесторов, наоборот, стали постоянными клиентами клиники. Бренд очень известен, а лояльность подтверждается тем, что ежегодно клиентская база вырастает на 12-14%. Новая стратегическая цель EMC — увеличение числа контактов в рамках превентивного подхода к здоровью.
На сегодняшний момент мы достигли показателя утилизации активов, привлеченных для оказания медицинской помощи, на уровне 56% в стационаре и на уровне 50% в поликлинике. У ЕМС получилось создать современную инфраструктуру и обеспечить временной запас для дальнейшего развития до момента получения новых капитальных инвестиций. Управление активами и отслеживание существующих ресурсов фиксируются ежемесячно, как и ключевые показатели компании.
— Что вы могли бы рассказать о стратегии дальнейшего развития и перспективах EMC?
— Для того чтобы понимать, каким будет ЕМС в перспективе, необходимо учитывать несколько факторов.
Важный момент — постоянный анализ ключевых медицинских потребностей: если 15 лет назад на передовой были кардиологические проблемы, то сейчас это онкологические заболевания. С 2015 года на территории ЕМС работает первый частный институт онкологии, где собраны абсолютно все передовые технологии, за которыми раньше пациенты уезжали за рубеж, включая самые современные методы диагностики, лекарственного лечения, сверхточной лучевой терапии и радиохирургии, сложнейшие органосохраняющие операции, требующие высочайшей квалификации хирургов, которые выполняются только в ведущих клиниках мира.
Еще один важный фактор, который необходимо учитывать, – это цифровизация. В этом направлении мы запустили большой проект «Цифровой госпиталь», который подразумевает оцифровку всех бизнес-процессов и пути клиента.
Итоговая задача: понимая ожидания клиента, создать для него максимально комфортную атмосферу, чтобы психологически изменить подход к посещению клиники.
В ближайшей перспективе ЕМС — это территория здоровья, а не территория лечения, которую мы строим рука об руку с каждым клиентом.
* На правах рекламы
18 +