Чего ждет бизнес от банков в новых реалиях: репортаж с Raif Vision
Несмотря на то, что Россия уже несколько лет подряд входит в мировой топ-10 по развитию цифрового банкинга, по версии Deloitte, финансовые сервисы для корпораций по-прежнему развиваются медленно. Отчасти это связано с консерватизмом самих компаний: многим важно иметь возможность физически прийти в офис и увидеться со своим менеджером, говорит руководитель управления корпоративных продуктов Райффайзенбанка Михаил Хаджабекян.
Пандемия изменила ситуацию. Дистанционное торговое финансирование в Райффайзенбанке, например, выросло на 30%, а первичную проверку документов для открытия счета 100% компаний стали проходить онлайн. Банковские тренды новой реальности — в нашем репортаже.
Развитие интеграционных решений
Один из наиболее актуальных трендов — подъем шеринг-экономики, который позволяет пользователям существенно сокращать затраты, говорит Руслан Карманный, советник финансового директора группы «Еврохим». В качестве примера можно назвать Uber — благодаря его появлению миллионы людей смогли пользоваться услугами такси по существенно более низким ставкам.
Совместное пользование — характерный тренд и для внутренних бизнес-процессов. Например, в «Еврохиме» решили создать совместную инфраструктуру, чтобы казначейство могло раздавать единый сервис нескольким компаниям группы, что поможет эффективно распоряжаться денежными остатками на счетах. По словам Карманного, если казначей способен контролировать счета в режиме реального времени, то можно перенаправить капитал на другие нужды. Это позволит компании сэкономить несколько миллионов долларов в год, уверен специалист.
Без интеграции банков во внутренние системы компаний реализовать подобную идею невозможно — нужен мгновенный доступ ко всем банковским продуктам и услугам, а значит, возможность оперативно управлять средствами. Интеграция предполагает, что бизнес сможет закрыть все банковские потребности внутри своих каналов: размещать депозиты, получать финансирование, проводить конверсионные операции и т. д.
Сотрудничество банков
Как правило, любая компания сотрудничает с несколькими банками, но до сих пор делает это с помощью различных сервисов и систем. Это неудобно, небезопасно, а главное — отнимает ресурсы у сотрудников компании и ее руководства. «Однако хорошего решения, чтобы компания могла из единого места осуществлять все финансовые операции и интегрироваться с несколькими партнерами, пока нет», — отмечает руководитель консалтинговой практики по казначейству SAP CIS Ирина Карпычева.
Банки уже на пути к этому. Так, SAP CIS вместе с Райффайзенбанком разрабатывают платформу для интеграции ERP-систем компаний с банками, к которой смогут подключиться любые финансовые организации. Клиенты получают возможность работать из единого окна и видеть полноценную картину рынка, например: ставку по депозитам или кредитам среди банков, условия подключения услуг, возможность открытия счетов и т. д. Уже несколько банков и компаний идею поддержали, отмечают в Райффайзенбанке.
Если банки будут кооперироваться друг с другом, то смогут предоставить радикально новый пользовательский опыт, отмечает Карпычева. При этом для банков создастся прекрасная конкурентная среда, в которой за каждого придется бороться: клиенты будут видеть все предложения финансистов и выбирать наилучшие условия.
С ней согласен Карманный: рынок уходит от ситуации, когда клиент работает с тем банком, который «первый добежал и предложил базовые стандартные услуги». «В будущем у каждого должна быть возможность быстро переключаться между банками. Без совместной инфраструктуры этого не получится, она становится критически важным элементом. И те банки, которые начнут первыми, получат наибольший выигрыш», — уверен он.
Система быстрых платежей
Созданная Центробанком и «Национальной системой платежных карт» (НСПК), Система быстрых платежей (СБП) позволяет совершать межбанковские переводы по номеру мобильного телефона, оплачивать покупки в магазинах и услуги, полученные от самозанятых. По данным ЦБ, к системе уже подключены более 200 банков, включая крупнейшие.
Директор по развитию инновационных сервисов НСПК Дмитрий Колесников указывает, что год назад к СБП были подключены менее 20% клиентов, а сегодня уже 90%. В первую очередь это связано с тем, что ЦБ обязал 13 системно значимых банков с 1 октября 2021 года разрешить клиентам оплачивать товары и услуги через СБП с использованием QR-кода. Остальные банки должны это сделать не позднее апреля 2022 года.
Бизнесу СБП позволяет сократить расходы на прием платежей практически в пять раз, отмечает Хаджабекян. Если средняя ставка эквайринга составляет 2–3%, то в СБП комиссия не превышает 0,7% и ограничена 1500 рублями. «Это рекордно низкая комиссия, которая особо актуальна крупным компаниям, продающим дорогие товары: машины, недвижимость, ремонтные услуги и так далее», — говорит Колесников из НСПК.
Кроме того, с 1 июля предприниматели малого и среднего бизнеса получают от государства компенсацию всех своих затрат на эквайринговые комиссии в СБП. Фактически ставка для них 0%; компенсация приходит автоматически в конце месяца.
В результате спрос на СБП постоянно растет: в августе обороты увеличились на 61%, а количество клиентов превысило 1,3 млн; в сентябре — 130% и 2 млн соответственно. Это не может не повлиять на бизнес — по данным Райффайзенбанка, более половины компаний в России считает, что СБП существенно изменит ландшафт корпоративных финансов.
Новая система удобна и для клиентов: покупку можно совершить с помощью телефона, даже забыв дома карту, и не вводить каждый раз данные карты в интернет-магазинах. Согласно НСПК, на последнем этапе покупок «отваливаются» 11% клиентов, а при использовании СБП — только 6%.
* На правах рекламы
* АО «Райффайзенбанк»