Учебно-производственный стартап: как создать цифровую экосистему в вузе
Проектное обучение: зачем оно студенту и вузу
Долгое время проектное обучение упоминалось в сегменте дополнительного образования, где получение практических навыков и является конечной целью. Глобальные образовательные онлайн-платформы уже не первое десятилетие обвиняют в отсутствии привязки преподаваемой теории к реальной практической деятельности. Хотя именно проектное обучение закрывает этот разрыв, приводя к единому знаменателю теоретические знания и профессиональные навыки. Регулярная проектная деятельность студентов позволяет выявить умение работать в команде, включая лидерские навыки, креативное мышление и прочие soft skills. Эксперты Института образования НИУ ВШЭ определяют проектное обучение как вид студенческой деятельности, нацеленной на решение определенной проблемы и имеющей в качестве результата конечный продукт. Но чтобы из базовой идеи вырос пусть маленький, но работающий стартап, одной идеи и технологической разработки мало. Нужна слаженная команда, которая сделает опытный образец (прототип). Из «питательной среды», сформированной вокруг студенческих лабораторий и университетских команд, вырастают те самые инновационные и высокотехнологичные стартапы, которые позже завоевывают мир больших денег.
Среда для научных инноваций
Компания ИПИ-Лаб с 2012 года специализируется на создании и запуске цифровых платформ в области проектного предпринимательства и управления инвестициями для научных и финансовых сфер. Еще одно направление деятельности — прикладные разработки в области импакт-инвестинга (социально-преобразующих инвестиций). Также ИПИ-Лаб сфокусирована на прикладных исследованиях в области социологии, экономики и создании цифровых платформ для управления деловыми сообществами. Так, например, было разработано несколько IT-платформ, позволяющих формировать цифровые экосистемы.
По сути, цифровые платформы и стали своего рода фундаментом для разработки ключевого проекта ИПИ-Лаб — экосистемы для вузов «Центр проектного предпринимательства: ВУЗ» на базе отечественного программного продукта цифровой платформы BusinessChain. Этот продукт представляет собой не только программно-методический комплекс, помогающий студентам тренироваться в проектной работе. В экосистему заложен функционал акселерации стартапов, которые могут вырасти из потока студенческих проектов. Их доля будет увеличиваться с каждым годом, так как проектная деятельность в ГУУ входит как отдельная дисциплина («Проектная работа») на всех формах обучения, включая бакалавриат и магистратуру. Это означает, что предмет есть в учебных планах всех курсов университета, с первого до выпускного. Разница лишь в том, что на программах для бакалавров ГУУ проектная работа возможна только в команде из 2–9 человек. В магистратуре же возможна защита индивидуальных разработок. Основная цель проектного обучения — сформировать у студентов предпринимательские и управленческие навыки работы. То есть, как считают в ИПИ-Лаб, способность генерировать, апробировать и развивать различные идеи. До такого результата, впрочем, нужно еще дорасти. Как может выглядеть этот путь?
От исследования к бизнес-идее
Как известно, студенческие проекты делятся на исследовательские и прикладные. В сегодняшнем высококонкурентном научном мире традиционного для науки фокуса на доказательство или опровержение какой-либо гипотезы или изучение какой-либо проблемы уже недостаточно. В качестве результата требуются научные публикации, аналитический отчет или обоснование заявки на научный грант по вполне конкретной научной задаче. Дальше — больше. Заявленная задача должна быть решена, это и есть основная цель прикладного исследования. Готовое проектное решение, бизнес-план, бизнес-модель или программное решение и т. п. — такие проекты уже вполне могут быть стартапом.
Следующий шаг — экспертиза проектов. Они оцениваются не только преподавателями по профилю, но также и экспертным сообществом экосистемы в целом. Любой проект, начиная от самой первой, предпосевной (идейной) стадии, получает необходимую обратную связь и поддержку и проходит регулярный контроль со стороны проектного офиса университета на всем жизненном цикле развития. Такая экспертиза помогает сделать проектное обучение действительно работающим процессом. Прозрачным и удобным для всех участников: студентов, преподавателей, кураторов и даже возможных инвесторов, на тот случай, если стартап покажется им прорывным и перспективным.
На платформе BusinessChain такая работа с проектами автоматизирована, каждый проект приобретает цифровой профиль, состоящий из десятков показателей, с помощью которых можно определить жизненный цикл стартапа и параметры для дальнейшего развития. Все это позволяет сформировать, стандартизировать и упростить работу всех участников процесса — студентов, преподавателей, кураторов, членов жюри, менторов — за счет встроенных бизнес-процессов и удобных инструментов взаимодействия внутри системы.
Проектная деятельность в цифровом формате вполне может стать первым шагом в будущей карьере. Поскольку все студенческие проекты реализуются в рамках одной цифровой экосреды (то есть их путь можно отследить с самого начала обучения конкретного студента или группы), за годы обучения у каждого студента нарабатывается свое электронное портфолио. Использовать его он может не только для написания дипломной работы, но и отражать в резюме в процессе трудоустройства. Студенческие портфолио размещены на цифровой платформе BeeHive от ИПИ-Лаб и также входят в экосистему ГУУ.
От цифровой платформы к экосистеме
Платформа BeeHive предназначена для создания цифрового профиля выпускника с подробным описанием его компетенций. Профиль будет доступен потенциальному работодателю и сделан по прототипу другого продукта ИПИ-Лаб — Beehive.team, который формирует модели компетенций для любой профессиональной области и помогает собирать проектные команды и оценивать их соответствие инвестиционной стадии проекта. Для создания и управления сообществами (выпускников, экспертов, студентов) используется еще одна разработка ИПИ-Лаб — цифровая платформа MakeEvents, которую также можно использовать как витрину ВКР. Все три цифровые платформы составляют экосистему с единой учетной записью.
Благодаря создаваемой экосистеме ее участники могут формировать собственные связи с экспертным сообществом, инвесторами, потенциальными работодателями и выпускниками университета.
Расширяй, обучай, управляй
Уже в первый год своей работы платформа BussinesChain прошла апгрейд до новой версии «Цифровая проектная платформа: ВУЗ» (ЦПП:ВУЗ). Ее главное преимущество — возможность подключать к экосреде новых партнеров из числа других вузов и компаний. Переговоры о подключении новых участников как из академического, так и из бизнес-сообщества уже идут. Таким образом, из университетской экосистемы ЦПП:ВУЗ способна вырасти до экосреды федерального масштаба. Чем больше участников экосистемы, тем шире сеть и больше возможностей для сотрудничества.
Решение ЦПП:ВУЗ подойдет, даже если в учебном заведении проектная деятельность раньше не велась. Данный продукт включает в себя методику разворачивания проектного офиса и последующего обучения студентов в формате учебного процесса, одновременно его оцифровывая. Вуз может также выбрать необходимый ему набор модулей для подключения и с помощью платформы перевести в цифровую среду собственные наработки.
Следующий шаг — вовлечение в цифровую инфраструктуру управления проектами всех студентов и преподавателей ГУУ, что станет основой проектного университета нового поколения «Университет 3.0». В перспективе именно эта цифровая площадка будет представлять образовательные, научные и технологические работы университета для потенциальных заказчиков. И по замыслу разработчиков, она поможет монетизировать новые технологии, создаваемые в рамках университета. Есть и кадровый задел: в ГУУ сегодня обучаются более 12 000 студентов по 14 направлениям бакалаврской подготовки, 11 направлениям магистерской подготовки и аспиранты по 8 научным специальностям.
Создание экосистем в сфере образования способно стать питательной средой для появления прорывных стартапов и воспитания бизнес-лидеров.
* На правах рекламы
16 +