К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Контролировать или вдохновлять: почему все необходимые ответы внутри нас?

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Как стать тренером для своей команды? Как стать тренером для самого себя? Если есть четкий запрос на расширение палитры управленческих компетенций, то коучинг может стать одним из наиболее эффективных метанавыков руководителя для решения конкретных задач

Мне нравится метафора, в которой коуч сравнивается с человеком, знающим, где включается свет в темной комнате. Он подсвечивает проблему или задачу таким образом, чтобы она стала видна с нового ракурса. Коучинг – чистая работа с мышлением, выход на иной уровень осознанности, поэтому ему нельзя научить, только научиться. Он наиболее востребован там, где есть вызов: ко мне приходят собственники бизнесов, руководители направлений, топ-менеджеры с такими задачами, как, например, запустить новый проект, провести сокращение персонала или обеспечить экспоненциальный рост компании. Если речь идет о повышении личной эффективности, инструменты коучинга могут помочь выйти на новый уровень. «Почему я еще не в списке Forbes?» — мой любимый запрос. Коучинг применим там, где есть амбиция, мотивация, драйв. Он эффективен в той деятельности, где непонятно, куда бежать, что делать, как взаимодействовать, — например, в проектной деятельности, разработке продуктов, маркетинге, продажах. Коучинг работает за счет четкой и понятной методологии: нет ожиданий от результата, есть структура, вопросы/ответы и дальше — четкий порядок действий. «При свете» прежняя плоская картинка становится 3D, человек, команда выходят на решение, получают четкий план действий.

Один из главных инструментов в работе коуча — вопросы. Когда я говорю о том, что коучингу невозможно научить, я имею в виду, что без умения быстро ориентироваться в ситуации и задавать сильные вопросы, мы их еще называем продвигающими, переворачивающими сознание, невозможно стать коучем.

В одной из своих коротких видеолекций, записанных специально для платформы Beeline Business Lab, я даю большое количество вопросов и структуру, которые помогают вести команду к инсайтам, рассказываю, как сформировать навык задавания вопросов.

 

Важно понимать — ответов коуч не дает. Это потому, что ответы находятся внутри самого человека или команды. Люди на самом деле все знают сами, через вопрошание коуч просто вытаскивает их наружу. Часто мы тратим очень много времени и сил на то, чтобы раздавать инструкции. Сменив парадигму мышления, вместо директивы мы задаем правильный вопрос. Если люди не привыкли думать самостоятельно, их можно попробовать этому научить, правда? Можно гомеопатическими дозами начинать применять вопросы.

Кстати, в онлайне коучинг работает отлично. Время ограниченно, все устали в своих Zoomах. Почему бы не провести сессию под флагом «На какие вопросы мы сегодня отвечаем для того, чтобы продвинуться?». Вопросы — это хороший гайд. Вы увидите колоссальные изменения. В первую очередь повышается внутренняя ответственность людей за процесс и за результат. Появляется осознанность в том, что человек делает, потому что он сам видит направление, сам принимает решение, сам планирует действия и сам их совершает.

 

В своем видео, подготовленном в рамках совместного проекта Beeline Business Lab и Forbes Ontology я дам несколько базовых схем с такими «переворачивающими сознание» вопросами — мы в коучинге называем их еще «костылями», — чтобы вы на практике смогли убедиться в том, что этот кажущийся таким простым инструмент приносит колоссальные качественные изменения. Такие схемы по-другому еще называются коучинговыми беседами, вооружившись которыми вы сможете провести самостоятельно и коуч-сессию, и сессию с командой.

Меня часто спрашивают, каждый ли руководитель может стать коучем для своей команды. Точно каждый, но он должен понимать, зачем ему это нужно. Когда вы работаете с человеком или командой в формате коучинга, вы возвращаете им ответственность за достижение результата. Вы спрашиваете сотрудника: «А каких ресурсов тебе не хватает для достижения результата, какой информации тебе не достает, каких знаний не хватает?» Посмотрите, какие глубокие вопросы, а теперь представьте, какой требуется уровень осознанности сотрудников и команды. Коучинг — это мастерство доверять и довериться другому. Людям авторитарного стиля руководства, которые привыкли все контролировать, очень нелегко отпустить вожжи. Все стандарты коучинга построены на безусловной вере в человека. Скорее всего, освоить технологии коучинга будет сложно, а может быть, и вообще не получится, тем, кто в людей не верит. Кроме того, если вам всегда необходимы четкие инструкции, вам тоже будет нелегко, потому что коучинг — это очень непредсказуемая история. Несмотря на то что я даю базовые модели, схемы, структуры работы, инструкций как таковых там нет. С другой стороны, до сих пор вам нужно было «пасти» своих сотрудников, беспокоиться, стрессовать, заниматься микроменеджментом, контролировать, а здесь задал правильный вопрос, и человек пошел что-то делать сам. Не магия ли это?

Если хотите как можно больше таких «волшебных» вопросов, чтобы сначала испробовать их на себе, а затем на своем окружении и сотрудниках и подобрать наиболее подходящие именно вам и вашей команде, присоединяйтесь к просмотру моего мастер-класса, подготовленного специально для платформы Beeline Business Lab в партнерстве с Forbes Ontology.

 

Коучинг — это определенная культура, и, конечно, руководитель является в ней ролевой моделью, потом уже можно говорить о распространении этой культуры в компании. Так что первое — это попробовать на себе, второе — попробовать «на кошечках», то есть с кем-то из близкого окружения, кому вы доверяете. Вообще мы, коучи, так учимся — в пространстве друг друга, в парах, тройках. Можно перенять эту практику: посадить напротив себя коллегу и вместе тренироваться. Это основа основ. По требованиям ICF (Международной федерации коучинга), чтобы получить базовый сертификат профессионального сертифицированного коуча, нужно не менее 60 часов обучения коучингу и 100 часов коучинговой практики.

Для чего мы учимся коучингу? Что можем получить на выходе? Мы формируем базовый навык целеполагания. Конечно, повышается мотивация сотрудников и их уровень осознанности. Сокращаются сроки достижения результата, потому что в вопросе вы всегда «здесь и сейчас», съехать не получится. Если человек отвечает: «Я подумаю» — это не результат. Сдвижка в мышлении происходит тогда, когда приходит ответ. Конечно, не все могут работать на таких высоких оборотах, поэтому очень быстро становится ясно, с кем вы готовы идти дальше. Кроме того, коучинг помогает актуализировать предыдущий опыт того или иного сотрудника. Я часто вижу разрыв: компании покупают дорогих специалистов, но из-за директивных методов управления используют их очень ограниченный потенциал.  Коучинг — это раскрытие потенциала сотрудника на 100%, а если в компании формируется культура коучинга — это раскрытие потенциала всего коллектива и отличный инструмент против выгорания. Всегда можно спросить: «В чем твой интерес в работе сегодня, что тебя драйвит и т. д.» Коучинг позволяет за очень короткий срок определить ясную цель, справиться даже с очень сложной задачей с полным вовлечением команды, о чем еще можно мечтать?

Серия коротких образовательных видео на тему эмоционального капитала подготовлена специально для платформы Beeline Business Lab совместно с Forbes OntologyBeeline Business Lab — это ресурс для предпринимателей и управленцев малого и среднего бизнеса, созданный для обмена опытом и получения новых знаний. Видеолекции, антикризисные решения, практические советы, блоги и многое другое поможет вам вывести ваш бизнес на новый уровень в любых существующих обстоятельствах.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+