Принося присягу, Борис Ельцин нарисовал такой образ страны: «Великая Россия поднимается с колен! Мы обязательно превратим ее в процветающее, демократическое, миролюбивое, правовое и суверенное государство». Следует признать, что этот образ России так и не стал реальностью, уже хотя бы потому, что понятие «величие» значительная часть элиты и населения по-прежнему связывала с Российской империей и сталинским СССР, а это не сулило ни процветания, ни демократии, ни миролюбия. По мере того как окрепло распавшееся было государство, Россия снова заявила о своем суверенитете, на этот раз не от коммунистической империи, как было в 1990 году, а от мирового консенсуса. Это произошло 10 февраля 2007 года, когда Путин произнес свою памятную речь на Мюнхенской конференции.
Древний страх земледельческого народа за свою безопасность, воспитанный столетиями соседства с кровожадной степью, никуда не ушел и снова толкнул нас к логике империи с ее Realpolitik. Но сейчас не XV век. В итоге XX века все империи проиграли, как бы ни пытались себя пересобрать вокруг новых идей вроде нацизма или коммунизма.
Только США стали империей нового типа, которая прирастает не территориями, а союзниками на основе экономической выгоды и ценностной близости. Китай, который при желании мог бы пойти путем Realpolitik, предпочел подражать скорее США. Его проект Шелкового пути уже назвали новым изданием плана Маршалла. И у России альтернатива, разумеется, была. Если бы целью новой страны стали нормальные дороги, красивые города, отсутствие детских приютов, высококлассная медицина, рост доходов населения, то есть все то, чего русский человек был лишен на протяжении своей истории, страна могла бы получиться совсем другой.
Урбанистика, которая в последнее время так сильно меняет облик русских городов, — опыт обретения национальной идеи без бряцания оружием. Богатая, разумно устроенная Россия, без сомнения, стала бы магнитом для территорий бывшего СССР, да и для многих стран, входивших в орбиту его влияния. Но этот шанс пока остался нереализованным. То, что Путин встречал 9 Мая в обществе лишь президента Таджикистана, — красноречивый итог этого периода русской истории. Будем надеяться, что итог этот промежуточный. Масштаб, богатство природных ресурсов, культура, предприимчивое и образованное население — тоже константы русской истории. Не только древние страхи и фантомные боли.
Как проходили caмые массовые акции постсоветской и современной России. Фотогалерея
Как проходили caмые массовые акции постсоветской и современной России. Фотогалерея