К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Приподнять и сварить: какой режим пообещал инвесторам Владимир Путин на Питерском форуме

Фото Сергея Бобылева / фотохост-агентство ТАСС
Фото Сергея Бобылева / фотохост-агентство ТАСС
Владимир Путин 4 июня выступил на ПМЭФ. Российский президент пообещал ряд послаблений малому бизнесу, но с большей охотой говорил о климатической повестке, «Северном потоке — 2» и о том, что в Америке тоже нет демократии, отмечает эксперт Московского центра Карнеги Андрей Колесников

В 2019 году едва ли не основной интригой Питерского экономического форума было ожидание главы Baring Vostok Майкла Калви, находившегося под домашним арестом. Его появление на этом мероприятии само по себе могло улучшить если не инвестиционный климат, то как минимум настроение участников. Однако, несмотря на наличие у Калви бейджа уровня Premium, один из самых знаковых иностранных инвесторов на форуме не появился. Что ясным образом свидетельствовало о высокой степени автономии правоохранительных органов и их нежелании подыгрывать «гражданскому» крылу администрации Кремля. Путин же в такого рода сюжеты не вмешивается.

К ПМЭФ-2021 репрессивные органы, во многом и формирующие скверный инвестиционный климат, заготовили два ареста — оппозиционного политика Дмитрия Гудкова и известного предпринимателя Дмитрия Богданова (о чем напомнила предприниматель Анастасия Татулова). Ажиотаж вокруг мероприятия эти события сбить не могли, зато освобождение Гудкова, возможно, временное, немедленно связали с тем, что нельзя было столь прямолинейно портить атмосферу самого важного лично для Путина мероприятия. После — можно, во время — нельзя.

Комфортный режим содержания

Татулова, пожалуй, была единственным человеком, который рассказал о реальном состоянии малого бизнеса. Своего рода ответом на ее инвективы стал целый раздел речи Владимира Путина на пленарном заседании, посвященный новым преференциям сектору малого и среднего предпринимательства. Возможно, это было связано с тем, что сектор в наибольшей степени пострадал в пандемию, настроения предпринимателей, да еще в ситуации, когда правоохранители стали самой заметной силой, представляющей государство, ухудшились. Помощь государства в пандемию оценивалась как недостаточная.

 

Такого рода настроения могут иметь и политическое измерение, а значит, купить лояльность частных некрупных предпринимателей, да еще перед парламентскими выборами, было просто необходимо. Поэтому к пряникам, уже розданным различным группам населения в президентском послании, Путин добавил налогово-кредитные обещания бизнесу. Притом что самая главная проблема — «закошмаривание» предпринимателей — была президентом аккуратно обойдена во время дискуссии после его выступления.

С гораздо большим удовольствием Путин говорил о визионерской повестке — проблемах изменения климата. Тем самым он вписался в одновременно модную и актуальную тему, которой российские власти всерьез не занимались. Как не занимались они и проблемами энергетического перехода и возможными последствиями изменения мирового энергобаланса, а значит, потенциальными потерями российского бюджета. Что, в свою очередь, учитывая чрезмерную роль государства в российской экономике и гипертрофированное значение бюджетных расходов, способно создать политические риски.

 

Ипотека, вакцинация и «Северный поток»: о чем говорил Путин на ПМЭФ

Об энергетическом переходе медленно и неохотно начинают говорить, но сейчас для президента, что было заметно, самым важным сюжетом стал газ — как сравнительно чистое топливо. О газовой политике он говорил много и охотно. И в связи с ней припас самую главную новость — первая нитка трубопровода «Северный поток — 2» буквально в день и часы выступления проложена: осталось только российскую трубу «приподнять и сварить» с трубой немецкой.

Как в былые времена к очередному съезду КПСС прокладывали трубопроводы и сдавали важные для народного хозяйства объекты — пусть и тяп-ляп, но главное в срок, — так и сейчас «Северный поток» подоспел к экономическому форуму. А вот к выборам президента 2024 года предусмотрено, по словам главы государства, создание «прозрачных, предсказуемых и комфортных режимов» для бизнесов в каждом российском регионе. Словом, нужно «приподнять» одни региональные режимы и «сварить» их с другими. Цель абстрактная. Но лучше уж ей быть абстрактной, чем конкретной, как невыполненные отдельные положения майских указов 2012 года. И главное, чтобы под словом «режим» не понимался режим содержания в пенитенциарной системе.

 

10 лет с Путиным и без Навального

Президент аккуратно покритиковал «блогера Дерипаску» за его слишком агрессивную критику политики Банка России. Но вышеозначенный «блогер» днем раньше на форуме произнес весьма симптоматичную речь, которая очень специфическим образом характеризовала надежды провластных элит: «А у нас фактически сейчас 10 лет стабильности. Понимаем, да? Оппозиция попыталась консолидироваться… вышла вперед, самоподорвала себя, сейчас у нас никакой оппозиции нет и в принципе можно заняться делом. То есть вот есть 10 лет, когда ресурсов достаточно, опытные люди есть. Я глубоко уверен, что двигателем перемен должны быть предприниматели — и только предприниматели. Ну, государство может лучше поделить, честнее поделить».

Только на первый взгляд кажется, что это хаотическое заявление. Это одно из самых четких объяснений того, почему радикальным ковровым образом подавляются политическая оппозиция и гражданское общество: они мешают выстраивать ту политико-экономическую модель, которая удобна государственному олигархату. А если оппозиции нет, можно без всякой обратной связи, без коррупционных расследований, без конкуренции с теми, кто не может растолкать локтями кормящихся у государственной кормушки, достраивать российский образец государственного капитализма с авторитарным государством-перераспределителем национального богатства.

Симптоматичен и срок — вполне соответствующий обнуленной в 2020 году Конституции — «спокойного» развития: 10 лет с Путиным и без Навального.

«А в Америке негров линчуют»

Еще одной новостью форума стала дедолларизация Фонда национального благосостояния (ФНБ). Никаких внятных экономических аргументов в пользу этого решения предъявлено не было. Однако в качестве лакмусовой бумажки политического смысла тех или иных инициатив неизменно служит спикер Госдумы Вячеслав Володин. «Уход нашей страны от долларовой зависимости, — сказал он, — это последовательный шаг, укрепляющий финансово-экономический суверенитет России». То есть, читай,  это решение носит исключительно имиджевый политический характер и направлено на психологическое уязвление супостата. Далеко от доллара Россия, не говоря уже о российском населении, никогда не уходила и не уйдет и сейчас. Все остальное — проблемы финансово-экономических элит в их личных отношениях с основной мировой резервной валютой. Отныне долларовая «зависимость» становится проявлением нелояльности режиму.

Валютное «обнуление»: почему решение Минфина и ЦБ об отказе вкладывать средства ФНБ в доллары вызывает вопросы

 

Про американских партнеров в ходе разговора модератора пленарного заседания с Путиным было сказано немало нелестных, но банальных слов. На экономическом форуме торжествовал whataboutism (риторический прием, уязвляющий оппонента в двойных стандартах — например, в соответствии со старой советской поговоркой: «А в Америке негров линчуют»). На этот раз в Америке незаслуженно линчевали не Анджелу Дэвис, а невинных овечек и борцов за демократию в лице персонажей, штурмовавших и громивших Капитолий. Их Путин сравнил с белорусскими протестующими (не затронув или почти не затронув аналогичные проблемы России), причем в невыгодном для белорусского гражданского общества свете. Правда, надо заметить, что белорусских протестующих было в разы больше, но при этом они и не думали штурмовать ни один из тамошних Капитолиев (хотя Лукашенко и вооружился на всякий случай автоматом) и плясать на столах белорусских официальных лиц.

Вероятно, избежать этой темы в разговоре с Путиным было нельзя. Ввиду чего стало вполне очевидно, что предстоящий диалог с Джо Байденом едва ли будет сколько-нибудь успешным.

Впрочем, сейчас главное — «приподнять и сварить». Россия плывет по течению «Северного потока». Этому Америка все равно помешать уже не сможет.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

 

Портрет Гагарина из роз и Венера Милосская из кредиток: что показали на стендах ПМЭФ-2021

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+