Валютное «обнуление»: почему решение Минфина и ЦБ об отказе вкладывать средства ФНБ в доллары вызывает вопросы
ПМЭФ 2021 года, казалось, небогат глобальными новостями — те же разговоры о необходимости структурных реформ, нацпроектах, антиинфляционных мерах, финансовой грамотности. На этом фоне заявление министра финансов Антона Силуанова об изменении валютной структуры ликвидной части ФНБ (сейчас это около 9 трлн рублей) стало откровенной сенсацией. Силуанов заявил, что в течение месяца фонд избавится от долларов, переведя инвестиции в другие активы, — такое решение приняли Минфин и ЦБ, управляющий средствами фонда. На 1 мая 34% ФНБ было вложено в долларовые бумаги, 36% — в евро, 15% — в юань, 10%— в фунты и 5% — в иены. Через месяц доля евро составит 40%, юаня — 30%, золота — 20%, фунтов и иен — по 5%.
Структура ФНБ начала активно меняться с февраля, когда доля евро и доллара уменьшилась с 45+45% до 35+35% в пользу юаня и иены. Ликвидная часть фонда управляется по тем же принципам, как международные резервы ЦБ, а в них доля доллара была резко сокращена еще в 2018 году. Но если валютную структуру ФНБ Минфин публикует ежемесячно, то Банк России показывает ее с задержкой в полгода. Поэтому у нас есть данные только на 1 октября 2020-го. Тогда из $583 млрд резервов $139 млрд, или 24%, было вложено в золото, 29% — в евро, 22% — в доллар, 12% — в юань, 6% — в фунт, 7% — в иену и другие валюты. Скорее всего, доля долларов сейчас существенно меньше — как за счет переоценки евро и золота, так и за счет продажи долларов.
Обмен валют
При общем курсе на сокращение доллара в резервах, решения о полном «изгнании» американской валюты из ФНБ все же никто не ожидал. По оценкам финансиста Виктора Тунева, теперь в течение месяца должно быть «продано» примерно $40 млрд и «куплено» на $6 млрд фунтов, на $24 млрд золота и на $19 млрд юаней. Кавычки здесь потому, что сделки, скорее всего, пройдут вне рынка, бухгалтерскими проводками. Собственно, отсутствие реакции курса рубля на заявление Силуанова как раз и показывает, что игроки не ждут появления лишних долларов на рынке. Технически операция, скорее всего, будет выглядеть так. Банк России обменяет доллары из ФНБ на часть своих запасов золота и других валют. В результате размена доля золота в той части резервов, которая принадлежит Банку России и не относится к ФНБ, снизится с 29% до 24%.
Магнит для частников: как ФНБ может помочь ускорению российской экономики
Так как нефть сейчас стоит дорого, ФНБ продолжает пополняться за счет избыточных нефтегазовых доходов (сейчас это порядка $3 млрд в месяц). Впоследствии фонд может покупать золото у производителей либо у самого же ЦБ. На курс рубля это не повлияет, но размен сверхдоходов от нефти на излишки золота (производителей и резервов) выглядит несколько странно.
Политическая логика
И это лишь один из вопросов, возникающих в связи с принятым решением. Есть и другие, более важные:
- Почему об исключении доллара из ФНБ объявлено всего за две недели до саммита президентов России и США на фоне заявлений о возможности расширения санкций на платежные системы, а также взаимных дипломатических уколов?
Изменение структуры активов не защитит Россию в случае лютых санкций «иранского» уровня — пока, впрочем, маловероятных. По сути это символический шаг, но что он символизирует, кроме излюбленной части финансово-политического истеблишмента «дедолларизации», не очень понятно. Комментарии главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной о снятии налоговых льгот с покупок иностранных акций, новая волна разговоров о прекращении страхования валютных депозитов и тут же решение об отказе ФНБ от долларов — все это может навести на мысли о постепенном строительстве финансового «железного занавеса». Нужен ясный сигнал о том, что подобных планов нет, иначе неопределенность отпугнет инвесторов.
- Был ли просчитан эффект предстоящих разовых сделок на оценку резервов и прибыли ЦБ, немалую долю которой (более 1 трлн рублей) нужно будет заплатить в бюджет? Это потребует продажи валюты уже на рыночных условиях, что может привести к незапланированному укреплению рубля.
- Наконец, разумна ли новая структура активов?
В триаде надежность-ликвидность-доходность для управляющих резервами важна именно такая последовательность. Между тем к надежности и устойчивости юаня есть много вопросов — пусть даже у него более высокая доходность. Золото уже давно стало объектом спекуляций, и есть мнение, что цикл бурного роста цен близок к концу. К тому же драгоценный металл требует расходов на хранение. Банк России активно вкладывался в дорожающее золото между 2006 годом ($600 за унцию) и мартом 2020-го ($1650), но наращивать вложения, когда цена близка к рекордам ($1875), вряд ли разумно.
Возможно, ставка на рост доходностей в США (тогда долларовые активы принесут убытки даже в краткосрочном периоде), но это спекулятивная логика, не подходящая для управления резервами. Доходности в евро и иенах отрицательные, а рост их курса неочевиден. Наконец, новая валютная структура ФНБ не соответствует структуре российского импорта и по-прежнему остается слишком консервативной для фонда благосостояния, который в идеале вкладывается в более рискованные иностранные проекты и активы.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора