К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Трампизм» при Байдене: ждет ли США появление трехпартийной системы

Фото Chip Somodevilla / Getty Images
Фото Chip Somodevilla / Getty Images
Республиканской партии предстоит сделать сложный выбор — либо оттолкнуть от себя радикальных сторонников Дональда Трампа, что может привести к расколу партии, либо принять их идеологию в той или иной форме

Президентство Трампа заканчивается так же необычно и бурно, как и начиналось. Сторонники президента собрались в Вашингтоне по его призыву, часть из них ворвалась в здание Капитолия, чтобы помешать официальному утверждению результата президентских выборов. Фотографии бродящих по офисам и залам заседаний бунтовщиков, скорее всего, попадут теперь в учебники истории. Но этот захват лишь отсрочил голосование Конгресса на несколько часов и никак не изменил того факта, что 20 января 2021 года Джо Байден сменит Дональда Трампа на посту президента США.

Трамп не уйдет

Но если ближайшее будущее Байдена и Демократической партии определено, гораздо сложнее и интереснее оценить последствия этих событий для политической судьбы Дональда Трампа и Республиканской партии. Некоторые наблюдатели пишут, что «трампизм» закончился. Я так не думаю. Я даже не уверен, что лично Дональд Трамп исчезнет с политической сцены.

285 сценариев хаоса: как Дональд Трамп пытается остаться в Белом доме

 

Сейчас, конечно, политическая система сделает все, чтобы не допустить его возвращения в качестве системного политика — для этого может быть использована процедура импичмента в оставшиеся дни его президентства (не думаю, правда, что импичмент наберет достаточное количество голосов в Сенате). Высока вероятность, что Республиканская партия изменит процедуры выдвижения кандидата в президенты к 2024 году — нынешняя форма праймериз способствует поляризации. Голосовать в праймериз можно по желанию, поэтому в них участвуют в основном активисты, а в условиях раскола страны это самые радикальные из сторонников партии, именно поэтому Трамп в 2016 году получил свой шанс. Можно предположить, что на следующих праймериз республиканцы постараются обеспечить более широкое участие умеренных сторонников своей партии, чтобы избежать выдвижения кандидата от радикального крыла. Нельзя исключать, что Трампа захотят отправить в тюрьму, однако даже Никсона простил его преемник Форд, а перспектива «президент США в тюрьме» не кажется привлекательной для многих из его политических противников. Трамп уже стал символом надежды для большого количества американцев, он только недавно собрал на выборах больше 70 млн голосов избирателей, и даже при отходе умеренных и разочарованных у него есть база сторонников, которой не могут похвастать большинство других американских политиков. Остальные опираются на партийную лояльность — Трамп может опереться на личную поддержку. И это может плохо кончиться для Республиканской партии.

От победы до импичмента: может ли Трамп стать президентом во второй раз и как это отразится на России и мире

 

Сценарий раскола

В самом деле, в истории США был прецедент раскола одной из ведущих партий бывшим президентом страны. Теодор Рузвельт (президент в 1901-1909 годах) уступил кресло Говарду Тафту, кандидату от той же Республиканской партии, но вскоре решил, что Тафт ведет страну «не туда». Бывший президент попытался добиться своего выдвижения на следующих выборах, а когда партийный съезд предпочел во второй раз выдвинуть Тафта, объявил о создании новой Прогрессистской партии и пошел на выборы от нее. Республиканский истеблишмент выступил против харизматичного лидера, предпочтя ему «обычного» карьерного политика. В результате Теодор Рузвельт получил больше голосов, чем действующий президент, но победа досталась кандидату от Демократической партии Вудро Вильсону. Благодаря расколу Республиканской партии Вильсон стал президентом, получив 41,8% голосов американцев — самый низкий результат за всю историю выборов после 1860 года (когда Линкольн победил, получив 39,8%, после чего разразилась Гражданская война).

Конец эпохи Трампа: как изменится Америка и мир при президенте-демократе

Можно ожидать партийного раскола и в предстоящее четырехлетие, но в сегодняшней ситуации есть важное отличие от истории 1912 года. Рузвельт был весьма популярным президентом (и не только в собственной партии), но его программа продолжения прогрессистских реформ не была чужда и Вильсону. Прогрессисты не оказались отлучены от политики в результате прихода Вильсона в Белый дом, и это снизило стимулы к продолжению конфликта. Трампа до фанатизма поддерживают некоторые его сторонники, но к нему трудно применить слово «популярный». Пока ничего не говорит о том, что Байден будет хоть в чем-то продолжать политику, начатую Трампом, — напротив, пока речь идет о полной смене курса. Поэтому, если рузвельтовская Прогрессистская партия потеряла влияние вскоре после поражения в 1912 году, сторонники Трампа, если они потеряют контроль над Республиканской партией, вряд ли сдадутся так быстро.

 

Интеграция трампистов

Единственной альтернативой этому расколу может стать принятие «трампизма» республиканцами как программного подхода в какой-то форме. Это политическое течение определяют по-разному, но мне кажется самым существенным в нем не традиционные для Республиканской партии меры вроде снижения налогов и борьбы с нелегальной иммиграцией, а поддержка крайне правых (в контексте сегодняшних США) социальных групп, недовольных политической корректностью, позитивной дискриминацией, ростом влияния феминизма, переосмыслением Соединенных Штатов как страны, являющейся общим домом для людей разных рас и разного происхождения, а не принадлежащей исключительно потомкам белых переселенцев. Именно эти группы не имели представительства в американской политике до прихода Трампа, и теперь они вряд ли согласятся вновь уйти в тень.

Сохранение «трампизма» внутри партии может оттолкнуть умеренных республиканцев, и уже можно прочесть рассуждения о возможной смене политической модели США — прежде всего отказе от двухпартийности. Однако традиции американской политической системы очень сильны; серьезные вызовы двухпартийной системе возникали только в моменты глубоких кризисов всей американской государственности и преодолевались вместе с выходом США из таких кризисов.

Можно предположить, что Демократическая партия постарается извлечь максимум выгод из кризиса республиканцев, но задачей администрации Байдена и нового, демократического Конгресса является стабилизация политической системы, а не полный ее развал.  

В любом случае кризис еще не завершен — он вступил в новую стадию.

Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции

 

Как сторонники Дональда Трампа штурмовали Капитолий: фотогалерея

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+