Глава оргкомитета Евро-2020 Алексей Сорокин — Forbes: «Готовимся к самому оптимистичному сценарию»
— Очевидно, ответ на вопрос, в каком формате пройдет Евро-2020, мы получим не раньше марта?
— Да, действительно, вопрос о режиме проведения турнира ключевой, на него тратится много времени и усилий. Все города-организаторы находятся в постоянном контакте с УЕФА, разрабатываются различные сценарии проведения Евро. Эти сценарии, а сейчас их четыре-пять, лежат в диапазоне между проведением матчей со зрителями, то есть в полном формате, и без зрителей. Естественно, все, что попадает в этот диапазон, потенциально возможно. Сейчас какие-то предположения делать очень сложно; УЕФА тесно взаимодействует и со Всемирной организацией здравоохранения, и с министерствами здравоохранения тех стран, где пройдет Евро. Более того, возможно, в каждом городе будет свой сценарий — это зависит от эпидемиологической обстановки в конкретной стране. Количество зрителей на стадионе сильно влияет на многие аспекты. Это нагрузка на транспортную составляющую, на размещение болельщиков, на количество обслуживающего персонала и волонтеров...
— А возможна ли на Евро ситуация как в биатлоне, где сокращены переезды и организованы сдвоенные этапы? К примеру, чтобы весь чемпионат прошел в четырех или шести городах.
— Год назад никто даже не предполагал, что нас ждет в этом году, поэтому точного ответа на ваш вопрос сейчас ни у кого нет. Конечно, положительный опыт одной федерации будет наверняка использован. На сегодняшний день, и это было подтверждено на недавнем исполкоме УЕФА, все 12 городов готовятся принять чемпионат. Исходя из своего футбольного опыта, я не рискну предположить, что весь турнир в итоге перенесут в одну страну.
Впереди еще полгода, и я вижу, что шансов на исправление ситуации достаточно много. И в нашей, и в других странах началась вакцинация. Мы не рисуем мрачные сценарии на лето, в целом остаемся оптимистами.
— Сейчас пошли разговоры о том, что допускать на трибуны будут тех, у кого есть или справка о наличии антител или вакцинации...
— Тоже не исключаю такой вариант. К тому же уже сейчас есть большой прогресс в сдаче анализов, результаты которых получают в течение нескольких минут, а не нескольких дней, как было раньше.
Тотальное сокращение зарплат и гендерно нейтральные призовые: как пандемия изменит спорт
— На крупных турнирах уже давно установилась традиция устраивать фан-зоны для совместного просмотра матчей. Будет ли что-то подобное во время Евро в Санкт-Петербурге?
— Однозначно будет, и говорить об этом надо. В Санкт-Петербурге мы планируем организовать две фан-зоны, на Дворцовой и Конюшенной площадях. Их заполняемость, естественно, будет зависеть от выбранного сценария проведения чемпионата в марте. Но мы изначально планируем все по максимуму, и это требует длительной и грамотной подготовительной кампании. И с логистической точки зрения, и по привлечению необходимой рабочей силы. Готовимся к самому оптимистичному сценарию, он, конечно, самый желанный, но и самый сложный.
— Поговорим о финансовой составляющей. Ваш коллега, президент ОКР господин Поздняков, рассказывал о сокращении бюджета токийской Олимпиады, в первую очередь, за счет оптимизации торжественных мероприятий, (открытие, закрытие), приглашения звезд и т.д. Какая ситуация с этим вопросом у вас?
— Хороший вопрос. Перенос не всегда подразумевает увеличение расходов. Для нас это дополнительный год работы, и нам удалось, благодаря определенным усилиям по оптимизации расходов и оптимизации персонала, остаться в рамках прежнего бюджета и не просить дополнительных средств. Сейчас ситуация заставляет нас все больше уходить в интернет, в онлайн, отказываться от проведения мероприятий с большим количеством участников. Многие вопросы теперь решаются не на очных встречах, а онлайн, в зуме или скайпе. Это абсолютно нормальная тенденция нашего времени. Мы не зря боролись за право проведения Евро и хотим подарить людям большой футбольный праздник. Они должны получить то, чего ждали четыре года.
— Вопрос, который наверняка интересен нашим читателям. Раскройте тайну, мы на этом мероприятии заработаем или больше потратим, но рассчитываем на резонанс и перспективу?
— Мы, конечно, потратим определенные средства, и мы никогда не скрывали бюджет подготовки к Евро. Конечно, мы что-то заработаем. Какие-то прогнозы сейчас делать довольно сложно, и нельзя подходить к такому вопросу с аптекарской точностью. Есть большое количество болельщиков, приезжающих и оставляющих во время подобных турниров значительные суммы денег. Футбольный турист, как правило, обладает достаточными средствами, которые он здесь, в городе проведения Евро, и потратит. Если вспоминать опыт чемпионата мира, туристы оставили в России больше 100 млрд рублей (по самым скромным подсчетам). Конечно, на Евро невозможно ожидать такой же объем трат болельщиков, но и расходы организаторов существенно меньше. А сама пропорция должна сохраниться.
Футбол и борщ. Сколько россияне заработали на иностранцах
Куда важнее долгосрочные перспективы, улучшение имиджа страны, повышение туристического потока в последующие годы. Жаль, пандемия всем нам серьезно помешала, ведь после чемпионата мира мы увидели, что отношение к нашей стране существенно изменилось — в лучшую сторону.
— Вспоминая в целом успешную зимнюю Олимпиаду в Сочи, нельзя не заметить, что продолжается очень неприятная допинговая история. Многие наши спортсмены лишись завоеванных наград. Тема допинга сейчас мелькает во множестве изданий, но футбол, насколько я знаю, она не затронула.
— В футболе допинг никогда не был большой проблемой. Естественно, все организации, проводящие крупные турниры, очень серьезно относятся к борьбе с допингом. УЕФА и ФИФА сами организовывают тестирование, и у сборной России по футболу с этим проблем не было.
— Прокомментируйте решение Спортивного арбитражного суда (CAS) о двухлетнем запрете на выступления под российским флагом для наших спортсменов.
— По-человечески можно пожалеть тех спортсменов, которые ни в чем не виноваты, не были уличены в применении чего-то запрещенного, но вынуждены подчиниться решению соревноваться под нейтральным флагом, выступать на международных соревнованиях без национального гимна и герба. Но тут ничего не поделаешь. Мы можем только планомерно доказывать свою невиновность и поддерживать чистоту российского спорта, проводить планомерную и вдумчивую работу с WADA и международными спортивными федерациями. Другого рецепта восстановить репутацию на международном уровне я не вижу.
Российским спортсменам на два года запретили выступать под национальным флагом
— На Евро-2020 и проведении финала Лиги чемпионов это решение никак не скажется?
— Российская часть чемпионата Европы и финал Лиги чемпионов не подпадают под решение CAS, поскольку являются состязаниями континентального характера, а речь в решении идет именно о более глобальных состязаниях — чемпионатах мира и Олимпийских играх. Мы продолжаем организовывать Евро-2020 и финал Лиги чемпионов в Санкт-Петербурге в 2022 году. Решение CAS также не касается и Суперкубка УЕФА в Казани, проведение которого запланировано в 2023 году.
— Вы организовывали финал Лиги чемпионов в Москве, а сейчас работаете над проведением мероприятий в Санкт-Петербурге. Есть ли какая-то разница в работе в этих городах? Где вам комфортнее?
— Ох, какой у вас тонкий вопрос, политический даже... Самое главное для нас, организаторов — это воля, желание властей города и его жителей провести отдельный матч или целый турнир на высоком уровне. Если это присутствует, то совершенно неважно, в каком городе вы это делаете. Если этого нет, очень трудно все компенсировать за счет неимоверных усилий организаторов. Возможно, дело в магии футбола, но пока нам не встречались города, которые не проявляли бы большой заинтересованности в том, что мы у них организуем.
— Давно идут разговоры о паспорте болельщика. Будет ли он внедрен на Евро-2020 и что он дает, помимо данных о самом болельщике?
— Да, такой паспорт будет обязательным, и получить его несложно. Его введение абсолютно оправданно. Это не просто элемент безопасности — функционал этого документа гораздо шире. Fan ID дает право в льготном режиме прибыть в страну и пройти все формальности, обойтись без визы. Дает он и определенные привилегии при перемещении по городу в день матча.
— Перейдем к нашей сборной. Еще совсем недавно было много лестных отзывов о сборной России, у команды появились большие перспективы. Но последние матчи существенно опустили наш рейтинг, авторитет главного тренера пошатнулся. Как вы оцените перспективы этой сборной, да и вообще этого поколения?
— Как простой болельщик скажу, что футбол у нас в стране, да и не только у нас, развивается, и довольно часто, по синусоиде. Да, у сборной России были разные этапы, мы становились бронзовыми призерами Евро, потом не смогли отобраться на чемпионат мира в ЮАР. И перед последним чемпионатом мира команда Черчесова, если помните, провела несколько слабых матчей, а на самом турнире показала себя с лучшей стороны. Видимо, сейчас у нас такой период. Но у тренерского штаба есть большой кредит доверия от РФС, значит, никаких изменений не предвидится.
— А какие команды, игроки вам особо запомнились, были любимыми?
— Мне очень нравилось, как играет Билялетдинов. Кстати, я помню дебют Жиркова в сборной, а он ведь до сих пор в порядке! Считаю, что Акинфеев абсолютно гениальный вратарь. У нас было много талантливых футболистов, тот же Погребняк очень хорошо играл. Это из недавнего прошлого, но и сейчас у нас хорошее поколение: братья Миранчуки, Головин…
— А если вспомнить более старшее поколение? Там вы кому симпатизировали?
— Поколение Онопко и Мостового было очень хорошее! Хотя и у них случались провалы. Многие из них, да почти все, достойно выступали в крепких европейских клубах: Корнеев, Шалимов, Карпин и наш самый титулованный игрок — Аленичев.
Возвращаясь к сборной Черчесова, хочу отметить, что в этом году на игроков пришлась повышенная нагрузка: выступления в чемпионате, еврокубках, а паузы между играми из-за пандемии были меньше, чем обычно. Это не оправдание, конечно, а объективные причины. Завершая тему, я бы считал цыплят по осени и не создавал бы дополнительной нервозности вокруг Станислава Саламовича. Я думаю, нашей сборной по силам подойти к финальной части Евро в хорошей форме и показать достойный результат. Наша сборная известна тем, что может в ответственный момент собраться и показать отличный футбол. К сожалению, и проиграть можем тогда, когда этого никто не ожидает.
Станислав Черчесов: «Хотите верьте, хотите нет, но мы боролись за кубок»
— Среди тех, кто сделал успешную карьеру за рубежом, и Александр Бородюк. Он весьма плодотворно работал помощником у Хиддинка и Адвоката. Вывел, причем весьма уверенно, вопреки желанию Тукманова, «Торпедо» в РПЛ. Но шанса поработать главным тренером сборной не получил. В чем причина?
— Бородюк, действительно, и футболистом был очень качественным, и тренер толковый. Но так сложились обстоятельства, что, будучи среди кандидатов на пост главного тренера сборной, в итоге главным становился не он. Я полагаю, что у Александра Генриховича еще может появиться шанс стать главным тренером сборной, но для этого ему в ближайшее время нужно возглавить крепкий, известный клуб и показать с ним хороший результат.
— Еще один непростой вопрос. Постоянно говорят о необходимости расширить состав РПЛ. Но мы видим, что постоянно есть проблемные команды, откровенно не соответствующие уровню лиги — сейчас, к примеру, это «Тамбов», «Ротор», «Химки». А чуть раньше такими клубами были «Мордовия» и «Тосно». Вы за увеличение числа команд в премьер-лиге или против?
— Я не сторонник расширения. Это мое личное мнение, а не точка зрения официального лица. Считаю, что в этом нет ни коммерческого, ни тем более игрового смысла. Гораздо полезнее улучшить нынешнюю ситуацию, поднять средний уровень лиги, не меняя количество команд в РПЛ.
— Вопрос в продолжение этой темы. В отличие от зарубежных клубов, подавляющее большинство российских команд до сих пор существуют за счет бюджетного финансирования. При этом и качество игры в большинстве матчей, и качество трансляций оставляют желать лучшего. Да и зарплаты футболистов, особенно молодых, ничего не достигших и не выигрывавших, явно завышены.
— Считать зарплату футболистов — дело неблагодарное. В рыночной экономике эта дискуссия бессмысленна. Да, рано или поздно мы тоже придем к полностью рыночному финансированию клубов, но явно не сегодня. Сейчас мы находимся на таком этапе развития, когда большинство клубов не могут существовать без бюджетных средств. Нельзя взять и запретить это, к изменениям мы должны прийти постепенно, эволюционным путем.
Давайте обратимся к истории европейского и мирового футбола. Если вспомнить, в прошлом ФИФА платила крупным телеканалам за показ футбола, а теперь, наоборот, зарабатывает огромные деньги на продажах прав на трансляции. И этот переворот свершился уже при Йозефе Блаттере, за что ему огромная благодарность. Мы же понимаем, что наши болельщики не готовы сейчас платить за билеты столько же, сколько английские, 25-35 евро за обычный билет на футбол для нас — слишком высокая цена. Постепенно мы должны прийти к окупаемости клубов, но процесс этот точно будет долгим и трудоемким.
— Какой вид спорта вам интересен как зрителю?
— Боюсь, ответом на этот вопрос мне вистов не набрать. Вообще я сам занимаюсь тайским боксом и люблю смотреть бокс. Кроме этого, нравится смотреть волейбол, конечно же, футбол, и биатлон. Вообще биатлон — находка для телевизионщиков. Очень динамичный, часто непредсказуемый и очень конкурентный вид спорта. Думаю, что он надолго станет одним из двух самых популярных зимних видов спорта — наряду с хоккеем, конечно же.
— А смешанные единоборства, которые сейчас очень популярны?
— Этот вид спорта я пока не могу принять полностью. Но это серьезный вид спорта, и его многие любят.
— Как вам кажется, будет ли он в обозримым будущем олимпийским видом спорта?
— Скорее всего, да. У него есть все шансы вытеснить те виды спорта, которыми славились древние олимпионики: пятиборье, стрельба, конная выездка, возможно, фехтование. Мне жаль традиционные виды, но тут ничего не поделаешь, сейчас спорт ориентируется на телеаудиторию, на молодежь. Поэтому недавно в программе Олимпийских игр появился сноуборд. Керлинг, как оказалось, достаточно зрелищный вид спорта. И относительно доступный.
— Я все же рискну задать вопрос, аналогичный тому, что задавал не так давно Станиславу Позднякову (в итоге после визирования не вошедший в финальную версию). Считаете ли вы нормальным явлением, что в руководстве нашего спорта очень много личностей с темными, скажем так, пятнами в своей биографии? Судимости, купленные дипломы, мутные истории с бюджетными деньгами...
— Даже не совсем понимаю, кого именно вы имеете в виду, поэтому комментировать сложно. Я считаю, что руководителей следует оценивать по их работе: если человек эффективен, компетентен, то какие-то, скажем, ошибки молодости ему можно простить. В нашей советской истории были случаи, когда просто из-за желания развестись с женой специалисты высокой квалификации после приглашения на партком теряли свои должности. Вот к этому не хотелось бы возвращаться. Так что если у функционера сомнительные документы об образовании, но при этом он хорошо справляется со своими обязанностями, особенно на выборной должности, то по отношению к нему можно проявить определенную гибкость.
Как Виталий Мутко изменил российский футбол
— Не могу не спросить вас, как прошел период самоизоляции?
— Да, это был довольно странный период — думаю, для всех. Как и большинство моих друзей и знакомых, я многое переосмыслил, определил, что для меня самое важное. Конечно же, я стал больше внимания уделять семье, к тому же у меня в июле родился сын, наш третий ребенок. К счастью, пандемия его не затронула, но это была непростая задача — сделать так, чтобы не подвергнуть его опасности. Еще у меня две дочери. В отличие от молодого поколения, мне не совсем привычно проводить много времени в зуме — куда комфортнее все решать во время личных встреч.
— А какую музыку вы слушаете в машине, на отдыхе?
— Очень разную. Часто слушаю классическую музыку или современную инструментальную (неоклассику). Больше стал слушать спокойную музыку, но в то же время дети часто заставляют слушать современную, которая им ближе, особенно когда едем в школу.
— По интерьеру вашего кабинета видно, что вы цените наши футбольные достижения 60-х годов прошлого века. Мне не раз доводилось слышать от некоторых людей старшего поколения, что им сложно признать величие Льва Ивановича Яшина, так как они видели достаточно матчей, где он пропускал легкие голы, да и есть признанный факт, что как минимум два сезона он был вторым вратарем в московском «Динамо».
— Думаю, величие и вклад в мировой футбол Льва Ивановича Яшина все же не подвергается сомнению. Он выиграл Олимпийские игры, Кубок Европы, играл на трех чемпионатах мира, в том числе в полуфинале, признан журналом France Football лучшим вратарем в истории футбола.
В те годы, конечно же, не было такого количества трансляций и статей журналистов, поэтому выступление на чемпионатах мира и Европы имело колоссальное значение. Тот же Игорь Беланов ярко сыграл на ЧМ-1986 и получил звание лучшего игрока Европы. Думаю, и в наступающем году именно выступление на Евро-2020 повлияет на выбор лучшего игрока года.