Наши университеты: почему дети российской элиты теперь учатся на родине?
В 1986 году я окончил московскую среднюю школу с углубленным изучением математики и поступил в Московский институт электронного машиностроения (МИЭМ). Тогда в Москве был только один университет — МГУ им. Ломоносова, остальные вузы были институтами. Вскоре ситуация начала стремительно меняться. В 1990-е стали расти, как очереди без соблюдения социальной дистанции в подмосковные парикмахерские после карантина, очень странные учебные заведения вроде Университета Натальи Нестеровой (и все были именно «университетами»), почти все технические вузы прибавили к названиям две буквы в скобках — ТУ (технический университет), а уже в 2000-е появилась новая аббревиатура — НИУ (национальный исследовательский университет).
Неудивительно, что, когда в 2018-м Forbes составил первый рейтинг российских вузов, мы назвали его «100 лучших университетов». В 2020 году слово «университет» присутствует в названии 89 вузов из 100, есть пять «академий», две «школы», консерватория, а просто «институтов» осталось всего три (МГИМО, ВГИК и Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина). Девальвировался ли за прошедшие десятилетия сам статус университета? Ни в коем случае, если речь идет о рейтинге Forbes. Скорее наоборот — ведущие вузы страны стали университетами как исследовательские и научные центры, и именно их выпускники пользуются высоким спросом на рынке труда. Но по показателю «качество выпускников», который мы рассчитали на основе опроса почти 60 компаний, где работает 4 млн человек, первое место занял МГУ — это за его выпускниками гоняются работодатели, и молодые специалисты с дипломом МГУ делают самую стремительную карьеру сразу после студенческой скамьи.
В этом году первое место в рейтинге «100 лучших университетов» занял НИУ «Высшая школа экономики», основанный, кстати, в 1992 году — уже в новой России. Каково качество российского высшего образования, выдерживает ли оно конкуренцию в современном глобальном мире? Тут можно долго рассуждать и дискутировать, но есть простой тест: где учатся дети элиты? Ректор «Вышки» Ярослав Кузьминов говорит, что федеральная экономическая и политическая элита давно уже детей своих учит в России: «Я очень хорошо знаю, куда поступают дети элиты: в «Вышку», в МГУ, в Санкт-Петербургский университет, в Физтех, в Бауманку». Начиная с 2014 года нашу элиту отучили от зарубежных вузов, потому что дискомфортно находиться в среде, где повседневно поносят Россию, считает Кузьминов. Впрочем, представители творческих профессий по-прежнему предпочитают для своих детей западные вузы.
Тридцатого декабря 2011 года распоряжением российского правительства МИЭМ был включен в состав «Вышки». И значит, в 1994 году, успев отслужить два года в пограничных войсках, я получил диплом инженера-математика лучшего университета страны по версии Forbes. Хотя на самом деле это, конечно, лукавство.
Целиком рейтинг 100 лучших вузов по версии Forbes можно прочитать здесь. А в галерее ниже — 20 лидеров.