К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Непокоренная Россия: как западные ретейлеры уступили российским

Первый российский Spar открылся в Москве в августе 2001-го
Первый российский Spar открылся в Москве в августе 2001-го
В 2001 году началось то, чего так сильно боялась российская розница. В Россию, наконец, вышла одна из крупнейших западных розничных сетей: в конце августа в Южном Чертанове открылся первый Spar. Началась экспансия западных ретейлеров в Россию.

В Москве им противостояли сети из нескольких магазинов. «Седьмой континент», «Копейка», «Патэрсон», — кто сейчас помнит эти сети, а тогда о них писала деловая пресса. Давно забыт и крупнейший иностранный ретейлер того времени — созданная турецкой Migros Turk сеть «Рамстор». 

Бороться россиянам предстояло с компаниями, за спиной у которых были десятилетия опыта, технологии, сильный менеджмент и громкие бренды. В 2000-е в Россию пришли Metro (был представлен в России в том числе брендом Real), Auchan, REWE (бренд Biila). 

Но российский рынок оказался непростым для иностранцев. То, что их технологии не всегда работают, стало понятно уже на примере флагманского Spar на Варшавском шоссе. С 2001 года мне пришлось несколько раз побывать в этом магазине и каждый раз в нем было малолюдно. На неудачный выбор места указывали и эксперты. 

«Я беспокоился на эту тему (экспансии западных ретейлеров в Россию — Forbes) целый год, пока не нашел решение. — говорил в 2001 году основатель сети „Магнит» Сергей Галицкий. — Какое? А этого я вам не скажу. Однако могу посоветовать в общих чертах. Чтобы западные игроки не угрожали бизнесу, нужно искать свою нишу, правильно позиционировать свой бизнес».

«Наша компания в области ритейла нашла свою нишу. И до этой ниши в ближайшие 10 — 15 лет иностранные компании не доберутся», — был уверен Галицкий.

Прошло 19 лет. В 2019 году «Магнит» занял четвертое место в списке 200 крупнейших частных компаний России с выручкой 1,4 трлн рублей, пропустив вперед другого российского ретейлера X5 Retail Group (выручка 1,5 трлн рублей). У крупнейшего западного ретейлера в России — сети Auchan — выручка 328 млрд рублей. Real уже ушла с рынка, да и у материнской Metro Сash & Carry дела идут не блестяще. А в начале январе объявила о ликвидации петербургская сеть Spar — один из крупнейших партнеров голландской сети в России.

Этот материал — часть почтовой рассылки Forbes Daily. В последней рассылке также читайте: 

  • Почему Spar лихорадит в России
  • Коронавирус добрался до Савеловского рынка
  • Новый фонд Богуславского
  • Второе тело Путина 
  • ЦБ переполошил рынок 
  • Как России извлечь выгоду из старения
  • Коронавирус глазами богатых

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+