«Бизнес будет только расти»: почему Трамп не остановит поток российских рожениц в США
Почему женщины из России едут рожать в США? «Медицина, солнце, паспорт», — объясняет 34-летняя Арина из Москвы. Три года назад они родила сына в Солт-лейк-сити (штат Юта). Это были ее вторые роды. Первые — в одном из лучших московских роддомов — оказались неудачными, ребенок умер. «Во многом поэтому и поехали в Америку», — говорит она.
Выбор места для вторых родов Арина объяснила в том числе тем, что в штате Юта проживают преимущественно мормоны с многодетными семьями, и врачи там предпочитают принимать роды без анестезии. «Для меня это было важно», — говорит она. Кроме того, цены в Солт-Лейк-сити на 30% ниже, чем в Майами. Арина приехала на роды в США с мужем. На месте выбрала врача и клинику, изучив рейтинги кандидатов в интернете. Все медицинское сопровождение родов обошлось ей в $6000. Услуги врача стоили $2400, примерно столько же — сутки пребывания в клинике.
Организацией своих родов в США Арина занималась сама, без участия агентств. Это помогло ей сэкономить. В штате Юта пакет услуг агентств, помогающих организовать роды в США русскоговорящим женщинам, составляет порядка $4000, а пакет формата «все включено», с оплатой медицинских услуг и арендой жилья — более $15 000. Во Флориде цены выше — пакет с оплатой медицинских услуг и проживания в Майами может обойтись в $20 000. Примерно столько же стоят роды в Лос-Анджелесе (Калифорния).
Впрочем, немалая сумма, которую придется заплатить за возможность родить в США, отчасти оправдывается огромным бонусом — американским гражданством родившегося ребенка.
Сразу после родов Арине вручили свидетельство о рождении ребенка. Оно вместе с номером социального страхования (аналог российского СНИЛС) стало основанием для выдачи сыну Арины паспорта гражданина США. «Все прошло хорошо. Моим опытом уже воспользовались несколько подружек в Москве, решившиеся на роды в Америке», — говорит Арина.
Однако теперь воспользоваться такой возможностью может стать сложнее.
Метод Трампа
Сейчас гражданство США предоставляется «всем людям, рожденным или натурализованным в США». Это гарантирует 14 поправка к Конституции США, принятая Конгрессом в 1868 году после Гражданской войны между северными и южными штатами.
Ограничение всех форм иммиграции стало одним из главных предвыборных обещаний президента США Дональда Трампа. В августе 2019 года он заявил, что всерьез задумался об отмене предоставления гражданства США для родившихся на территории страны детей от родителей из других государств и нелегальных мигрантов. Глава Белого дома назвал такую практику «откровенно смешной».
Полгода спустя — 23 января 2020 года — администрация Трампа объявила о начале борьбы с индустрией родильного туризма, которая, по его мнению, зачастую связана с «преступной деятельностью» и угрожает перегрузить больницы. Ограничения в выдаче туристических и медицинских виз (категории B-1 и B-2) «защитит американских налогоплательщиков от перекачивания их с трудом заработанных долларов на финансирование прямых и последующих расходов, связанных с родильным туризмом», — отмечалось в заявлении Белого дома.
На следующий день, 24 января, Госдепартамент США внес поправки в положение о выдаче туристических виз c целью искоренить «родильный туризм». Поправки не вводят прямой запрет на въезд в США беременным женщинам. Но консульские сотрудники США за рубежом отныне вправе отклонить заявление на получение неиммиграционной визы категории B, если у них «есть основания полагать, что заявитель путешествует с основной целью — родить в США ради получения американского гражданства для своего ребенка», отмечается на сайте Госдепартамента США.
«Безусловно, Госдеп имеет право издавать законы на основании Административно-процессуального акта (The Administrative Procedure Act). Особенность состоит в том, что он не был опубликован для обсуждения заранее, поскольку объясняется государственными интересами США», — говорит юрист по иммиграционному праву из Кливленда Ирина Виноградская.
В Госдепартаменте убеждены, что подобные меры не только предотвратят попытки иностранных правительств или организаций «извлечь выгоду из родового туризма в целях угрозы безопасности США», но и не позволят операторам родильного туризма получать прибыль, в том числе за счет преступных действий.
В ведомстве пояснили, что сотрудникам консульств запрещено напрямую спрашивать всех женщин, подающих заявление на визу, беременны ли они или планируют забеременеть. Им также запрещено требовать от них тесты на беременность, отмечает CNN. «Толчком» для дополнительных вопросов могут быть или «визуальные подсказки», либо если женщина указала в заявлении, что следует в США по медицинским показаниям.
«Суть обновленных правил состоит в том, что женщины обращающиеся за визой В-2 должны доказать, что цель их поездки не рождение ребенка, а иная», — объясняет Виноградская. Консульские работники не будут включать вопросы о беременности в анкету и смогут задавать их только в случае, если есть основания полагать, что заявитель беременна и планирует родить в США. Однако даже то, что заявитель беременна и хочет родить в США, не означает, что ей будет отказано в визе. «Решение будет приниматься на основании того, является ли она потенциальным иммигрантом и будут ли оплачены медуслуги», — говорит Виноградская. Она напоминает, что в России можно обращаться за многоразовой 10-летней визой, и поэтому, хотя требования к выдаче визы В-2 ужесточаются, «при правильном планировании ее всегда можно получить».
Рожаем дома: отменит ли Трамп гражданство США по праву рождения
Откуда и куда едут
Всего в 2018 году в США родилось, по данным Национального центра медицинской статистики (National Center for Health Statistics), 3 791 712 человек. Скольких из них родили женщины, приехавшие в США по туристическим визам, в Госдепартаменте точно не знают. По последним оценкам консервативного Центра по исследованию вопросов иммиграции, ежегодно в США рожают 33 000 иностранок. По данным американского Центра по контролю и профилактике заболеваний, ежегодно около 10 000 детей рожают в США женщины, постоянно проживающие за рубежом.
Сколько из них приехали ради родов в США из России? По словам руководителя компании La-Papa Ильи, который занимается бизнесом по устройству родов для россиянок в Лос-Анджелесе, речь идет о 1200-1300 роженицах из России в год. Основной же поток будущих мам приезжает в США из Азии (особенно из Китая) и Африки (большей частью из Нигерии).
Большинство компаний, организовывающих «родильный туризм» для россиянок, сконцентрированы во Флориде. Китайцы для родов выбирают в основном Лос-Анджелес, нигерийцы — северо-восток США или Техас, а женщины из бывшего СССР предпочитают Майами, где очень много их соотечественников, отмечает Bloomberg.
Владелец агентства American Priority Service из Майами Елена Филатова объясняет тот факт, что для родов большинство рожениц из России предпочитают Майами, из-за климата и моря. Те, кто хочет найти вариант подешевле, едет в Солт-лейк-сити (штат Юта), где значительно доступнее жилье. Самые же обеспеченные роженицы, или же «те, кто любит Калифорнию», едут в Лос-Анджелес, говорит Илья из La-Papa. По его словам, стоимость самих родов в Лос-Анджелесе и в Майами одинаковая, но проживание в Калифорнии обходится дороже.
Глава материнского центра MiamiCare Марина Кармаль говорит, что во Флориде много компаний, занимающихся «родильным туризмом». Но существуют они зачастую недолго, а таких, «кто давно стоит», всего две-три. Представитель компании Utour, работающей с роженицами в Солт-лейк-сити, согласен, что компаний, ориентированных на русскоязычный сегмент, не так много.
Выживет ли бизнес?
Марина Кармаль на рынке более 10 лет. В 2007 году она сама родила в Майами. После чего основала MiamiCare, которая организует роды в среднем для 100 рожениц из России в год. По ее мнению, запрет, конечно, отразится на бизнесе. Но пока он никак не ощущается и визы продолжают выдаваться даже женщинам с большим сроком беременности. Более того, MiamiCare продолжает посылать клиентам в России необходимые для приезда приглашения от доктора. «Сейчас все побежали за визами, очень высокий спрос. У нас как ни новости, так аншлаги», — рассказывает Кармаль. Сейчас на родах в Майами находится восемь женщин, обратившихся к MiamiCare.
«У нас в визе пока никому не отказали, тьфу-тьфу-тьфу», — говорит Елена Филатова из American Priority Service (принимает от 5 до 30 рожениц в месяц). Филатова рассказывает, что у женщин, которые получали визу в день выхода запрета, не было проблем, хотя они шли с теми же документами, что и обычно: приглашением на роды и контрактом на роды. «Конечно, это отразится на бизнесе», — признает она. Филатова надеется, что запрет, как указано на сайте Госдепа, четко касается виз для тех, кто едет в США только за гражданством для ребенка. А большинство клиентов APS, по ее словам, едут за получением медицинских услуг.
Еще один игрок на этом рынке, компания Miami-mama (обслуживает более 100 клиентов в год). Глава компании Константин не опасается серьезных последствий от решения Трампа. Он называет его ожидаемым, и говорит, что компания к нему подготовилась. «Мы давно диверсифицировали ассортимент предлагаемых услуг, и за помощью в рождении здорового ребенка к нам, как правило, обращаются женщины с высокими рисками при беременности», — объясняет он.
«Бизнес закроют? Исключено! Хорошая реклама, значит, бизнес будет только расти», — говорит Илья из La-Papa. «У большинства российских женщин, который едут в США рожать, визы обычно уже есть. Есть возможность получить визу заранее, а не на восьмом месяце», — отмечает он.
Представитель компании Utour считает, что спрос на роды в США может упасть на 20% за счет тех женщин, которые решат ехать на роды в США уже на большом сроке беременности и открыто об этом заявят в посольстве. По его мнению, в связи с новым запретом сейчас подавать документы на собеседование на визу нецелесообразно. «Для тех наших клиенток, у кого назначены собеседования, мы будем их переносить, если сроки позволяют», — говорит он. Кроме того, он отмечает, что изменения касаются только выдачи виз, и никаких изменений в правилах пересечения границы по уже выданным визам нет. Те, кто собирается рожать в США, визы делают заранее — обычно они выдаются на три года, указывает указывает гендиректор компании медицинского туризма «МедикаТур» Татьяна Соколов. Россияне для получения американской визы, на фоне обострения отношений Москвы и Вашингтона, часто ездят в другие страны — в Эстонию, Грузию, Польшу, Казахстан. Вряд ли это будут делать женщины с большим сроком беременности, замечает Соколов.
Американский адвокат Анна Браун (защищала интересы осужденного в США российского летчика Константина Ярошенко) в этой связи говорит, что наличие визы в США не является гарантией допуска в страну. Беременную женщину на въезде в страну могут допросить сотрудники Службы таможенного и пограничного контроля США. «Если они придут к мнению, что целью поездки является рождение ребенка в США, то виза будет аннулирована и въезд в страну запрещен», — говорит она. В этом случае беременной женщине могут предложить добровольно вернуться в страну, из которой она прибыла, либо формально выдать постановление об отказе во въезде в страну.
Другой юрист из США Ирина Виноградская не думает, что беременных женщин будут разворачивать на границе, если у них правильно оформлены документы. «Этот закон относится только к выдаче виз, но не к допуску в США», — подчеркивает она.
Адвокат Браун не исключает, что в связи с мерами по ограничению родильного туризма появятся иски о том, что они являются неконституционными, так как их применение влечет за собой дискриминацию женщин и ограничивает право передвижения.
По ее мнению, ряд компаний, занимающихся родовым туризмом, возможно, оказывают услуги, которые являются противозаконными. Речь идет, например, о консультирование клиентов как «правильно» отвечать на вопросы в консульстве и на въезде на границе, о подаче документов на оплату медицинских услуг государством, о финансовых и налоговых махинациях с зарубежным доходом. «Думаю, что в настоящее время деятельность некоторых компаний, рекламирующих «родовой туризм», уже находится под пристальным вниманием властей США, так как предотвращение «родового туризма» является одним из приоритетных направлений внутренней политики действующего правительства», — подчеркивает Браун.