К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Единственное объяснение — некомпетентность»: как иранские ПВО могли сбить украинский Boeing

Фото Aref Fathi/dpa
Фото Aref Fathi/dpa
Иран признал, что сбил украинский Boeing, и связал это с «человеческой ошибкой». Опрошенные Forbes военные эксперты объясняют, как такое могло произойти.

Одна из главных задач зенитной батареи ― отличать дружественные самолеты от вражеских. Но в состоянии повышенной боевой готовности после того, как Иран запустил баллистические ракеты по военным базам США в Ираке, подразделение ПВО Ирана допустило фатальную ошибку. Украинский пассажирский самолет, потерпевший крушение 8 января вскоре после вылета из тегеранского аэропорта имени Имама Хомейни, был сбит иранской ракетой класса «земля-воздух», признали иранские власти в субботу. Все 176 человек, находившиеся на борту, погибли, в том числе 63 канадца.

«Непростительная ошибка»: Иран признал, что сбил украинский самолет

Как сообщали источники американских СМИ ранее на этой неделе, сотрудники западной разведки пришли к выводу, что по самолету были выпущены два снаряда из ракетного комплекса «Тор-М1» (по классификации НАТО — SA-15 Gauntlet). Это произведенный в России мобильный зенитный ракетный комплекс ближнего действия, который может сопровождать пехотные войска или выполнять роль последнего рубежа обороны ключевых инфраструктурных или военных объектов от низколетящих реактивных самолетов, вертолетов и крылатых ракет. Комплекс устанавливается на гусеничном транспортном средстве или грузовом автомобиле и может управляться одним или несколькими пусковыми установками, связанными в единый командный пункт.

 

Установка запускает ракету с малой боеголовкой, содержащей около 15 кг взрывчатки, которая поражает цель металлическими осколками.

Военные эксперты, с которыми поговорил Forbes, говорят, что если бы установка «Тор-М1»  работала надлежащим образом, то у нее были бы возможности идентифицировать рейс PS 752 «Международных авиалиний Украины» как гражданский самолет. Радар должен был показать, что Boeing 737-800 летит по часто используемой траектории на северо-запад от аэропорта. Если бы самолет летел вглубь страны, то его ошибочную идентификацию как вражеского судна объяснить было бы гораздо проще, считает Дэвид Дептула, генерал-лейтенант воздушных сил США в отставке, возглавляющий Институт аэрокосмических исследований Митчелла. «Многие аспекты того, как и почему такое вообще могло произойти, остаются под большим вопросом», ― добавляет он.

 

В Иране разбился предшественник проблемного Boeing 737 Max

Установленный на Boeing 737-800 транспондер передавал уникальный идентификационный код. Дептула отмечает, что если приемник сигнала на SA-15, запрашивавший радиолокационные данные о цели, работал некорректно, то операторы ЗРК должны были свериться с текущим расписанием авиарейсов и убедиться, что воздушное судно следует по траектории регулярного сообщения. Вылет рейса PS 752 был задержан почти на час, и в итоге самолет поднялся в воздух только в 6:12 утра по местному времени.

Операторы «Тор-М1» также должны были изучить траекторию полета и скорость самолета на радаре. «Летит ли судно на низкой высоте, на большой скорости, направляется ли к каким-либо режимным объектам?» — продолжает Дептула. По его словам, когда Boeing перестал передавать сигнал, он поднимался на эшелон 2500 метров на размеренной скорости 510 километров в час, что является обычной для пассажирского самолета. «Он вылетает из аэропорта, поднимается на среднюю высоту, не пытается скрыть свою радиометку, ― все выглядело как самый обычный рейс», ― продолжает эксперт.

 

Процесс принятия решений солдатами, управлявшими зенитной установкой, осложнялся режимом повышенной боевой готовности. Всего несколькими часами ранее Иран запустил баллистические ракеты по двум военным базам США в Ираке в ответ на убийство высокопоставленного иранского военачальника Касема Сулеймани. Учитывая это, силы ПВО Ирана, скорее всего, упростили правила внутреннего взаимодействия в ожидании возможной контратаки. Не стоит забывать и о психологическом напряжении и усталости военных после пяти дней постоянной боевой готовности с момента смерти Сулеймани.

«В таких условиях склоняются к тому, чтобы сначала стрелять, а уже потом задавать вопросы», — объясняет Майкл Элман, старший научный сотрудник в области противоракетной обороны при Международном институте стратегических исследований в Лондоне.

Bellingcat и NYT показали видео предположительного ракетного удара по украинскому Boeing

Если бы военные не поспешили с атакой, то могли бы принять взвешенное решение о запуске перехватчика, считает сооснователь аналитического центра Air Power Australia Карло Клопп.

Остается неясным, интегрированы ли установки SA-15 в остальную противовоздушную радарную сеть иранской армии. Если ракетный комплекс работал автономно, то операторы были ограничены относительно небольшим диапазоном охвата радара в районе 17-21 километров. Максимальный диапазон поражения у ракет данной системы составляет 12 километров. Согласно расчетам Клоппа, если бы летящий на низкой скорости Boeing 737 попал в зону поражения ракеты, то у операторов ЗРК на принятие решения об атаке была бы всего 1 минута и 53 секунды. В случае же, если бы судно пролетало непосредственно над ЗРК, то у солдат было окно в 3 минуты и 39 секунд.

 
January 11, 2020

Впрочем, о какой бы ситуации ни шла речь, по мнению аналитика, подобная ошибка не имеет оправдания. «Единственное правдоподобное объяснение случившемуся — некомпетентность», — добавляет он.

Иран объяснил, почему ПВО сбила украинский Boeing

Силы ПВО Ирана серьезно не использовались со времен ирано-иракской войны, и уровень подготовки кадров вызывает вопросом.

Согласно засекреченному отчету Пентагона, полученному The New York Times, в 2007 и 2008 годах противовоздушные силы Ирана ошибочно обстреляли два пассажирских самолета, опасаясь, что Израиль планирует провести атаки на его ядерные объекты. Как говорится в документе, подразделения ПВО Ирана считали, что вражеский самолет может проникнуть в воздушное пространство страны под видом обычного пассажирского судна.

 

Иран приобрел у России 29 установок SA-15 в 2007 году. Клопп полагает, что представители российской стороны обучали управлению системой иранских инструкторов, а те, в свою очередь, занимались обучением операторов-соотечественников.

«Нет никаких доказательств того, что иранцы обучают своих ракетчиков лучше, чем русские», — говорит эксперт.

Правда и вымысел о сбитом «Боинге». Что стало понятно через 5 лет после катастрофы

В последние годы Россия оказалась связана с двумя самолетами, сбитыми по ошибке. В 2014 году в районе, контролируемом сепаратистами на востоке Украины, был сбит авиалайнер Malaysia Airlines, следовавший рейсом MH17. Международное следствие пришло к выводу, что самолет был поражен ракетой с зенитной установки «Бук», доставленной из России (Москва настаивает на том, что нет никаких доказательств вины России). А в 2018 году в Сирии был сбит российский самолет радиоэлектронной разведки Ил-20. Воздушное судно угодило под огонь ракетной установки дальнего действия С-200В российского производства, которую использовала сирийская армия и контроль которой, по не подтвержденным официально информации «Новой газеты», осуществлялся российскими военными советниками.

 

С учетом высокой скорости и сжатых сроков реагирования в современной военной авиации произошедшее с рейсом PS 752 никого удивлять не должно, считает Элман. «Я удивлен, что такое не случается чаще», — говорит он.

Крушение украинского Boeing в Иране: фото с места катастрофы

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+