Конец чуда: как Боливия при Эво Моралесе выбралась из нищеты, но оказалась на пороге гиперинфляции и дефолта
Президент Боливии 60-летний Эво Моралес ушел в отставку. В своем телеобращении по государственному телеканалу Bolivia TV Моралес подчеркнул, что уходит, чтобы прекратить насилие со стороны правых сил в отношении его сторонников из «Движения к социализму» (Movimiento Al Socialismo, MAS). «Я принял решение об отставке, чтобы они прекратили преследование моих братьев и профсоюзных лидеров, чтобы они не больше не сжигали их дома, не похищали и не издевались над родственниками профсоюзных лидеров, чтобы они не причиняли вред самым беззащитным и бедным», — заявил он.
Моралес призвал международное сообщество сказать правду о событиях в Боливии, которые он сам назвал «переворотом», совершенным гражданскими, политическими и военными силами. Ответственность за насилие последних дней в стране он возложил на своего соперника на выборах экс-президента страны Карлоса Месу и лидера оппозиционного «Програжданского комитета Санта-Круса» Луиса Фернандо Камачо.
«Жизнь на этом не заканчивается, борьба продолжается», — подчеркнул Моралес. Он пообещал, что не покинет страну и сделает все возможное, чтобы успокоить ситуацию.
Одновременно лидер оппозиции Луис Камачо объявил, что уже с понедельника в Боливии начнутся суды на «преступниками из правящей партии» с целью отправить их в тюрьму. В Twitter оппозиционер сообщил, что уже выдан ордер на арест Моралеса и полиция и военные пытаются разыскать его в провинции Чапаре. «Военные лишили его президентского самолета, и он скрывается в Чапаре. Взять его! Справедливость!», — написал Камачо. Сам Моралес назвал ордер на свой арест незаконным.
Детонатор протестов — четвертый срок
Массовые протесты и акты насилия вспыхнули в Боливии после оглашения результатов всеобщих выборов 20 октября. Победителем выборов был объявлен Моралес, получивший более 46% голосов (его ближайший соперник Карлос Меса набрал 36,7%). Во время беспорядков по меньшей мере три человека погибли, более 139 получили ранения, сообщила газета El Confidencial. 6 ноября толпа протестующих, вооруженных палками и камнями, окружила здание муниципалитета городка Винто (провинция Кильякольо). Мэра города Патрисию Арсе (член движения MAS Моралеса) провели босой по улицам города, после чего на установленной в центре платформе остригли и облили красной краской, сообщила местная газета Los Tiempos.
Эво Моралес, лидер правящего «Движения к социализму» и профсоюза производителей коки, впервые стал президентом Боливии в 2006 году, победив на выборах с 54% голосов. Моралес стал первым в истории страны президентом, представляющим коренное население. 60% боливийцев — индейцы, однако до этого страной управляли исключительно потомки белых переселенцев из Европы.
Двадцать лет с Путиным: куда мы пришли и куда идти дальше?
Моралес родился в нищей семье индейцев аймара. В детстве от голода он собирал апельсиновые корки, выброшенные из окон автобусов, был пастухом лам, каменщиком, музыкантом. Потом, как и многие боливийские крестьяне, выращивал коку. Не имея даже среднего образования, Моралес с третьей попытки смог победить на президентских выборах. Позднее он дважды переизбирался на этот пост — в 2009 году (получил 64% голосов) и в 2014 году (получил 61% голосов).
По конституции Боливии, глава государства может занимать максимум два срока подряд. Поправки, ограничивающие число президентских сроков, были внесены в конституцию во время первого срока Моралеса. В 2016 году, когда шел его третий срок, в Боливии прошел референдум, на котором населению было предложено отменить ограничение числа президентских сроков. 63% избирателей проголосовали против. Но верховный суд Боливии разрешил Моралесу переизбираться в третий раз, решив не засчитывать его первый срок, который начался до конституционной реформы. На выборах 20 октября 2019 года Моралес был избран президентом в четвертый рах, получив, по официальным данным, более 48% голосов. 10 ноября группа экспертов Организации американских государств опубликовала доклад, который на основе проверки результатов подсчета голосов не подтвердил эти итоги. Тогда же Эво Моралес объявил о подготовке новых выборов в стране. Но вечером того же дня он подал в отставку.
Экономика Боливии
По данным Всемирного банка, Боливия при президенте Моралисе стала одной из самых быстро развивающихся стран Латинской Америки. С 2004 по 2014 год ВВП Боливии рос в среднем на 4,9% По подсчетам МВФ, доля населения Боливии, проживающего в нищете, с 2004 по 2017 года сократилась почти на 60% и составила 17%. Население Боливии при Моралесе увеличилось с 9,4 млн в 2006 году до 11,4 млн в 2017 году. Ожидаемая продолжительность жизни за период с 2006 по 2017 год выросла с 65,9 до 70,9 года.
За счет чего произошел экономический бум в Боливии? Сразу после прихода к власти, Моралес в мае 2006 года объявил о национализации нефтяной и газовой отрасли. Эксклюзивное право участвовать от имени государства в нефтегазовых проектах и заниматься продажей углеводородов в Боливии и за ее пределами получила госкомпания YPFB. Иностранные компании были вынуждены заключать контракты именно с ней для реализации проектов в этой южноамериканской стране.
Просвещенный абсолютизм XXI века: как изменились страна и власть за 20 лет при Путине
Именно контроль правительства над добычей природного газа и доходами позволил Боливии справиться с кризисом 2008-2009 годов, отмечали исследователи американского Центра экономических и политических исследований (CEPR) Марк Уейсброт, Ребекка Рэй и Джейк Джонстон. Сразу после национализации иностранные нефтегазовые компании, работающие в Боливии, включая Total, испанскую Repsol и бразильскую Petrobras, заморозили инвестиции в страну. Но уже в конце 2009 года консорциум во главе с Repsol сообщил о планах инвестировать $1,5 млрд для повышения добычи газа. Год спустя французская Total начала проект по разведке газа в Боливии, инвестиции в который оценивались в $500 млн. Если в 2005 году прямые иностранные инвестиции в Боливии равнялись $250 млн, то в последние годы составляют, по данным Экономической комиссии ООН для Латинской Америки и Карибского бассейна (CEPAL), $1,75 млрд.
Министр экономики Боливии Луис Арсе Катакора (подал в отставку 10 ноября), которого называют одним из творцов «экономического чуда» Боливии, отмечал, что национализация углеводородов была одним из трех столпов этого чуда наряду с перераспределением доходов и активным участием государства в экономике. «В результате национализации ресурсы, которые ранее отправлялись за границу транснациональными компаниями, работавшими в Боливии, стали оставаться в стране и использоваться боливийцами», — цитирует его слова ВВС. Все это, отмечал Катакора, простимулировало внутренний спрос и позитивно сказалось не только на потребителе, но и на всех секторах бизнеса Боливии, которые стали свидетелями роста продаж, «невиданного в истории страны».
Политические долгожители: чем дольше лидер у власти, тем крепче он за нее держится
Американская McDonald's в 2002 году ушла из Боливии, проработав в стране всего пять лет и не получив ожидаемых финансовых результатов. Сегодня, подчеркивает ВВС, проблем у сети ресторанов в Боливии не было бы благодаря невиданному потребительскому буму.
В 2013 году рост экономики Боливии достиг пика — 6,3%, но после этого темпы снизились. В 2018 году ВВП Боливии вырос на 4,5%. МВФ прогнозирует, что по итогам 2019 года ВВП Боливии вырастет на 4,2%, а в 2020-м — на 3,9%. Политика, направленная на снижение негативного эффекта от падающих цен на сырье, привела к тому, что за пять последних лет госдолг Боливии вырос на 38% и приблизился к 53% ВВП. Международные валютные резервы страны снизились с $15,5 млрд (46% ВВП) в 2014 году до $8 млрд (20% ВВП) — в середине 2019 года.
Всемирный банк объясняет экономические достижения Боливии высокими мировыми ценам на добываемые в стране полезные ископаемые, ростом экспорта газа и взвешенной макроэкономической политикой. «Боливийская экономическая модель была успешной. Из развивающейся страны с большим долгом она превратилась в наиболее быстро развивающуюся экономику региона. Но сегодня Боливия на перепутье: стране необходимо переосмыслить устойчивость своей модели и задуматься о растущей напряженности в своей экономической политике», — заявил агентству Associated Press эксперт в области внешнего долга и прав человека ООН Пабло Богославский.
Успех Боливии не может быть долговременным, приводит Bloomberg мнение экономистов Тимоти Кехо, Карлоса Густаво Мачикадо и Хосе Переса-Кахиаса. В работе, опубликованной на сайте Национального бюро экономических исследований (NBER), они отметили, что с 2008 года обменный курс национальной валюты Боливии привязан к доллару США. Объем внешнего долга страны вырос за последние годы более, чем на треть. И поэтому если Боливия когда-либо будет вынуждена отказаться от привязки к доллару, то этот долг в иностранной валюте может стать очень дорогостоящим для обслуживания. И Ла-Пасу придется выбирать между двумя катастрофическими альтернативами: суверенным дефолтом или гиперинфляцией в стиле Венесуэлы. Главная проблема Боливии заключается в том, что ее экономика зависит от природных ресурсов, а не промышленности, убеждены авторы исследования.