38% россиян не хотели бы, чтобы Владимир Путин остался президентом после окончания нынешнего срока в 2024 году. Об этом говорят данные опроса «Левада-центра». За последний год доля тех, кто не хотел бы видеть Путина у власти после 2024 года, выросла на 11 процентных пунктов. Но 38% — не рекорд: в октябре 2012 года и октябре 2013 года таких было 40% и 45% соответственно, отмечают «Ведомости».
Больше половины (54%) опрошенных хотели бы оставить Путина в Кремле после 2024 года. Максимальным этот показатель был в августе 2017 года — 67%. Рекордно низкой оказалась доля тех, кто затруднился с ответом: прежде она составляла от 14% до 26%, сейчас — 8%.
43% респондентов считают, что люди доверяют Путину, поскольку не видят, на кого еще могли бы положиться. Это максимум с июля 2001 года. В июле 2005-го и августе 2013-го таких было 42%, в 2016-м — 29%. Вариант ответа «люди надеются, что Путин в дальнейшем сможет справиться с проблемами страны», оказался наименее популярным за 19 лет — 24% (в ноябре 2016 года — 39%).
Рутинная фигура
Главное изменение в общественном сознании — восприятие Путина не как лидера, определяющего процесс, а как рутинной фигуры, неспособной улучшить ситуацию, заявил «Ведомостям» директор «Левада-центра» Лев Гудков. Авторитет Путина держится на его безальтернативности, уверен социолог. «Никто из вероятных преемников не может взойти на политическую сцену, поэтому авторитет президента сегодня в большой степени инерционный, нет новых достижений. Уровень жизни снижается, и наступает раздражение, которое власти нечем нейтрализовать», — отмечает он.
Накормить семью хлебами: почему обещания Путина народу не поднимут его рейтинг
Кроме того, за последнее время в обществе сильно размылась надежда, что Путин выведет страну из ухудшающегося экономического положения, а после пенсионной реформы президент перестал быть неуязвимым для критики, объяснил Гудков «Ведомостям». «Наиболее критично к нему относятся люди 25–30 лет, более обеспеченные и образованные, — группа, которая через некоторое время будет задавать тон. В Москве такие установки выражены максимально, они будут влиять все больше, и мы увидим усиление негативного тренда в отношении к президенту», — говорит социолог.
Минимальная доля затруднившихся ответить означает, что социальное пространство становится более поляризованным и активируется именно массив недовольных Путиным и нынешним положением вещей, а одновременно размывается и лояльное большинство, пояснил Гудков. «Мы приближаемся к ситуации 2011–2013 годов, когда был пик антипутинских настроений. Но сейчас социальная база недовольства гораздо шире: оно захватывает не только «креативный класс», присоединяются и бедные группы населения, потому что по ним нынешняя ситуация бьет сильнее», — рассказал он.
Проигрывает сам себе
Рейтинг существует не в конкурентной системе, и проигрывает он не конкурентам, а сам себе, заявил «Ведомостям» политолог Николай Петров. «Путин превратил все вокруг себя в политическую пустыню. Но он не может избежать сравнения с самим собой 10-летней давности и себе проигрывает. Он ничего не может с этим сделать, не может выглядеть ярче, бойчее и, главное, перспективнее, чем он был 10 лет назад», — отметил Петров.
При этом руководитель фонда ИСЭПИ Дмитрий Бадовский напомнил газете, что после президентской кампании прошел год с небольшим, и вопрос о новых выборах сейчас не находится в центре внимания, а общественное мнение не мобилизовано. «По аналогичным опросам в прошлом видно, что в первые годы после выборов вопрос о будущем голосовании воспринимался абстрактным и гипотетическим. В 2016 году, за два года до выборов, желание видеть Путина переизбранным перевалило за 60% и потом только росло», — напомнил он.
Владимир Путин был избран на четвертый срок в марте 2018 года и, согласно действующей конституции, выдвигаться в президенты на следующих выборах в 2024 году не вправе. Ранее в июле Bloomberg со ссылкой на источники писал о готовящейся избирательной реформе, которая позволит Путину остаться у власти после 2024 года.
Bloomberg узнал о готовящейся реформе, которая позволит Путину остаться у власти после 2024 года