«Коммерсантъ» узнал о планах ФСБ получить право отменять международные рейсы
Министерство транспорта предложило дать Федеральной службе безопасности право требовать от Росавиации отмены любого международного рейса. Об этом пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на проект постановления правительства, который проходит публичные слушания. Из документа следует, что речь идет о случаях угрозы безопасности государства. Что подразумевается под этим понятием не уточняется, отмечает издание.
Среди других инициатив Минтранса – изменение правила допуска российских авиакомпаний к международным полетам. В проекте постановления сказано, что не позднее чем за полчаса до вылета авиаперевозчики должны будут направлять в Росавиацию данные о количестве и национальности членов экипажа и пассажиров, наименовании груза, графике полета, а также пунктах и расчетном времени входа-выхода из воздушного пространства России и других государств.
За повторный отказ предоставить данные Росавиацию обяжут на месяц отстранить авиакомпанию от международных полетов. После трех и более нарушений разрешение отзовут на год, пишет издание.
Источники «Коммерсанта» на рынке утверждают, что на самом деле новые правила предложила ФСБ. По их словам, последние три года служба добивалась ужесточения контроля за полетами. Сейчас в штате Росавиации нет сотрудников, которые занимаются анализом предоставляемой информации. По этой причине Минтранс будет передавать данные перевозчиков спецслужбам, добавляют источники «В России есть несколько чартерных авиакомпаний, которые летают только за рубеж. Приостановка разрешения даже на месяц будет означать для них прекращение бизнеса», – отметил собеседник издания. Представители Минтранса и Росавиации отказались от комментариев, а ФСБ не ответила на запрос издания.
Пресс-служба авиакомпании Smartavia заявила газете, что перевозчики уже предоставляют «соответствующим органам» все данные, которые перечислены в проекте постановления, перед вылетом или уже по факту выполнения рейса. Представитель перевозчика считает, что новые правила означают, что эти данные нужно будет передавать в один госорган.
По мнению старшего юриста корпоративной практики юридической компании «Кроу СиАрЭс Право» Сергея Казакова, тот факт, что понятие «угроза безопасности Российской Федерации» в документе четко не определено, обоснован. Предполагается, что для определения таких угроз возможно использование действующих нормативно-правовых актов, например Конституции, Воздушного кодекса и УК, заявил он изданию. Казаков отметил, что, руководствуясь Воздушным кодексом, авиационные власти имеют право изменять и ужесточать допуск авиаперевозчиков к международным полетам.
В то же время партнер юридической компании НАФКО Павел Иккерт предположил, что термин «угроза безопасности РФ» можно трактовать как совокупность факторов, формирующих риски для жизненно важных интересов личности, общества, государства. «На деле это означает практически неограниченный перечень оснований для запрета на выполнение международных полетов», – пояснил он.