Еще одна столица за 140 млрд рублей. Что не так с проектом по созданию православного Ватикана
Сообщение «Ведомостей» о планах РПЦ превратить Сергиев-Посад в столицу православия вызвало противоречивую реакцию. С одной стороны, паломничество с давних пор способствует развитию предпринимательства (паломникам нужны гостиницы, транспорт и сувениры). С другой стороны, вызывает вопросы цена проекта — 120-140 млрд рублей.
Опыт других стран
Россия не первой обращается к богатому культурному и религиозному наследию с целью привлечь больше туристов. Испанский город в Галисии Сантьяго-де-Компостела изначально возник как поселение возле предполагаемого места погребения остатков Святого Иакова. В Средние века в католическом мире он стал третьим по значению после Иерусалима и Рима центром паломничества. Со всей Европы сюда съезжались верующие, чтобы направиться путем Святого Иакова к кафедральному собору города, где, как считается, покоятся мощи святого. К XX веку поток паломников сильно поредел. Попытку вернуть городу былую славу предприняли священник Элиас Валинья Сампедро и власти Галисии. Они воссоздали путь Святого Иакова не только как объект паломничества, но и туризма. В 1993 дорогу внесли в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Сегодня ежегодно по ней проходит около 300 тысяч туристов. Около 2,6 млн человек в 2017 году посетило Сантьяго-де-Компостела, из них 1,45 млн останавливались в городе более чем на сутки.
В Китае также возвращают притягательность для туристов храмам и святым местам, пришедшим в упадок после Культурной революции. В Цюйфу – родину Конфуция — теперь ежегодно приезжает более 13 млн человек, делая его третьим по посещаемости местом в Китае. Они оставляют в городе 11 млрд юаней (примерно $160 млн). Неподалеку, в провинции Шандунь, расположена священная гора даоистов-Лаошань с 8 храмами и 72 монастырями. Более миллиона паломников и туристов ежегодно совершают на нее восхождение. В монастырь Шаолинь, давно ставший символом не только дзен-буддизма, но и боевых единоборств, приезжает в год три миллиона туристов. Особое место занимает Тибет, регион ламаистского буддизма. В него посмотреть храмы Лхасы и другие святые места приезжает до 33 млн человек. И это в 18 раз больше, чем 14 лет назад, когда было открыто железнодорожное сообщение между Тибетом и Китаем. Туризм составляет пятую часть экономики Тибета и дает работу 320 тысячам человек (при населении в 10,5 млн).
Российская специфика
Однако в истории с превращением Сергиева Посада в столицу православия есть и чисто российская специфика. В случае реализации проекта город окажется перед дилеммой — как совместить интерес религиозный и туристический? Последние скандалы и вокруг Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге, и со строительством храма в сквере в Екатеринбурге ясно показали болезненность темы. Вложение 140 млрд рублей из бюджета на строительство православной столицы может легко взывать протесты как со стороны защитников светского государства, так и со стороны других конфессий.
Таким образом направленная в том числе на развитие туризма идея может превратиться в очередную проблему. Почему с таким сложностями не сталкивается, например, Испания? Возможно, потому что там никто не говорит о твердыни католической веры, а расходы на восстановление католических святынь объясняются данью исторической преемственности. В России Троице-Сергиева Лавра пока более известна именно как религиозный центр. Ни оборона Лавры от поляков в Смуту, ни жизнь Сергия Радонежского — так и не стали широко известными фактами. Инициаторам проекта еще только предстоит создать вокруг объекта новые мифы, приемлемые для пострелигиозного общества.
Свести дебет с кредитом
Отдельный вопрос — экономика проекта создания столицы православия. В той же Галисии правительством принят генплан развития на 2015-2021 годы стоимостью 56 млн евро (деньги выделяются из бюджета автономии). В нем четко расписаны все цели и задачи, обозначена предполагаемая отдача - 655 млн евро, из чего она складывается: общее число паломников за шесть лет (почти 2,5 млн), средние их траты за день – 44 евро, ожидаемое время пребывания в Галисии (шесть дней). В обсуждении плана приняли участие 170 организаций и 220 заинтересованных лиц, в том числе представители власти, церкви, туроператоров, отельеров и исследовательских групп. Все гласно и внятно, план выполняется, поэтому в 2019 выделяются очередные 15,6 млн евро.
Просчитан экономический эффект от инвестиций в туристическую инфраструктуру и в Саудовской Аравии, где находятся священные города мусульман Мекка и Медина. Доходы от них - вторая после нефти статья бюджета страны. Хадж дает $8 млрд в год, и умра (паломничество не в священное время) еще $4 млрд. Правительство страны приняло амбициозную программу развития — Vision 2030, а в ее рамках – Национальный план преобразований до 2020 года. В них важное место отводится религиозному туризму. Предполагается, что число паломников возрастет в 2030 с нынешних 2,5 млн до 30 млн. Правительство уже вложило около $40 млрд в реновацию Великой мечети в Мекке, скоростную железную дорогу между Меккой и Мединой (открытую в прошлом году), аэропорт в Джидде и ряд других проектов, непосредственно связанных с паломничеством. Деньги поступают из Национального инвестиционного фонда (Public Investment Fund).
Но увидим ли мы внятную «дорожную карту» и общественное обсуждение по Сергиевому Посаду?