К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Украинская дуэль: сможет ли Порошенко переиграть Зеленского

Фото Valentyn Ogirenko / Reuters
Фото Valentyn Ogirenko / Reuters
Достигнув отметки более чем 30%, Зеленский успешно зарекомендовал себя в качестве новой политической силы и лидера президентской гонки. Для него важно сохранить мощный импульс общественной поддержки до 21 апреля

Долгожданные президентские выборы продемонстрировали непредсказуемость политических процессов в стране и подтвердили запрос украинской общественности на обновление политического истеблишмента. И если год назад многие люди быстрее бы поверили в то, что фильм «Звездные войны» основан на реальных событиях, чем в правдоподобность сценария сериала «Слуга народа», сегодня перспектива президентства Владимира Зеленского, позиционирующего себя как народного кандидата, выглядит как никогда реальной.

Кампания Зе была успешно построена с использованием современных технологий, прямой коммуникации с потенциальным электоратом и путем ограничения доступа журналистов к его персоне. По результатам первого тура избранные методы принесли следующие дивиденды:

— «интернет неожиданно победил телевизор», а команда Зеленского продемонстрировала потенциал использования социальных сетей в современных избирательных кампаниях;

 

— удалось опровергнуть тезис о политическом безразличии молодежи и успешно привлечь ее к активному голосованию;

— сформирован образ простого человека и нового лица украинской политики, что позволило консолидировать вокруг себя разнообразный электорат, критически настроенный по отношению к власти и старым политикам;

 

— замаскированы отсутствие политического опыта и недостаточный уровень компетентности в вопросах государственного значения.

Второй раунд противостояния 

Достигнув отметки более чем 30%, Зеленский успешно зарекомендовал себя в качестве новой политической силы и лидера президентской гонки. Для него важно не растерять существующее преимущество и сохранить мощный импульс общественной поддержки до 21 апреля.

Важным тестом для Зеленского станет анонсированная презентация своей команды. Появление в ней представителей старого истеблишмента отвернет от Зеленского часть оппозиционного электората, что ограничивает поле для диалога с другими кандидатами для привлечения их избирателей во втором туре.

 

Злую шутку для рейтингов может сыграть решение о кулуарных переговорах с Юлией Тимошенко или другими участниками президентской кампании о ситуативном союзе. Если же Зеленский пойдет другим путем и превратит демонстрацию своей команды в шоу с реальным привлечением общественности к избранию желаемых кандидатов, он, вероятно, укрепит свои позиции в среде оппозиционных избирателей. Также следует учитывать, что выборы переходят в плоскость двустороннего противостояния, поэтому до 21 апреля от Зеленского ожидают больше публичности и конкретизации основоположных пунктов собственной программы.

Именно утверждения об абстрактности политических взглядов и недостаточной компетентности Зеленского стали основой информационных атак против него со стороны соратников Петра Порошенко. В сложившихся обстоятельствах действующий президент в экстренном порядке ищет возможности переломить избирательную кампанию в свою пользу, используя любые средства.

Шансы действующего президента

Разработанная командой Порошенко поэтапная стратегия позволила реализовать программу-минимум по результатам первого тура, но в то же время принесла несколько негативных открытий перед вторым раундом противостояния.

С результатом в пределах 16% голосов Порошенко сумел обогнать наиболее опасную конкурентку Юлию Тимошенко. Другие потенциальные претенденты также остались за бортом второго тура. По рейтингам Анатолия Гриценко существенно ударил высокий результат Игоря Смешко, а Юрий Бойко потерял около 4% голосов в связи с расколом Оппозиционного блока и вынужденным соперничеством с Олександром Вилкулом.

При этом отставание Порошенко от Зеленского оказалось угрожающе большим, а технология привлечения патриотического электората под лозунгом «Армия. Мова. Вера» не до конца оправдала ожидания действующего президента в западных регионах и центре.

 

С учетом негативного багажа первого тура расчет на успешную конкуренцию с Зеленским в очной дуэли может не оправдать себя. Но несмотря на скептическое отношение большого количества экспертов к перспективам действующего президента, второй тур при определенном стечении обстоятельств оставляет шансы для Порошенко .

Команда президента надеется успешно разыграть карту дебатов. Ставка делается на опыт Петра Алексеевича и его способность убедительно переиграть неопытного политика. Если же Зеленский откажется от дебатов, Порошенко максимально использует свой информационный ресурс для дискредитации противника.

В окружении Порошенко также рассчитывают увеличить результаты в западных и центральных областях за счет активизации работы на уровне местного самоуправления. Уповают на Банковой и на высшие силы. День голосования выпадает на католические праздники, и соратники Порошенко всерьез надеются на возвращение жителей западных областей, работающих за рубежом, как на дополнительный электоральный ресурс.

Электорат проигравших кандидатов

Большое значение имеет распределение голосов Юлии Тимошенко, а это около 13%. Несмотря на популяризацию «нового курса» леди Ю, огромную часть ее электората по-прежнему составляют граждане старшего поколения. Хотя Тимошенко активно выступала в оппозиции к власти, во втором туре мы можем стать свидетелями парадоксальных обстоятельств. Не исключено, что находясь в ситуации ограниченного выбора между Порошенко и Зеленским, возрастной электорат может побояться отдать свой голос за новоиспеченного политика и ситуативно поддержать действующего президента.

 

Если первый тур показал важность современных коммуникаций, второй может вернуть значение «телевизора» в определении результатов голосования. Соратники Порошенко не оставляют надежду использовать европейскую и евроатлантическую повестки для привлечения электората Анатолия Гриценко и Игоря Смешко. При этом им важна пассивность электората юго-восточных регионов, поддержавших ранее Бойко и Вилкула, которые прогнозированно отдадут свои предпочтения Зеленскому.

Для окончательной победы Зеленскому важно не допустить опрометчивых заявлений и организовать эффективную работу на местах (избирательные комиссии, наблюдатели) для защиты своих результатов. В свою очередь, штаб действующего президента не отказывается от плана «А» и готовится навязать борьбу за первенство.

План «Б» для Петра Порошенко

Поскольку цена поражения очень высока для действующего президента, в его окружении не отказываются от разработки карты действий на случай реализации альтернативного сценария. Победа Зеленского вынуждает Порошенко переключиться на парламент. Допустимым планом «Б» для Порошенко будет проведение собственной политической силы в Верховную раду по результатам голосования в сентябре. Так он получит гарантии в виде депутатского мандата, а также в случае достойного результата получит возможность сохранить влияние на политические процессы страны даже в формате оппозиции к новой власти.

Тем временем промежуток между инаугурацией нового президента и запланированным на сентябрь голосованием Петр Порошенко потратит на переговоры с другими политическими силами для определения путей возможного сотрудничества и на эскалацию конфликта между президентом и парламентом с надеждой ослабить рейтинги политического проекта «Слуга народа». Это осложнит Зеленскому первые месяцы работы и не допустит критических изменений политических конфигураций в Верховной раде до ее перезагрузки в сентябре.

 

Президентская кампания уже успела обозначить тенденции будущих парламентских выборов. Они обещают быть конкурентными и обеспечат политическую фрагментацию нового состава законодательного органа. Кроме «Слуги народа» Зеленского и «Солидарности» Порошенко достаточно высокие индивидуальные рейтинги Тимошенко, Бойко, Гриценко позволят им также провести свои партии в Верховную раду. Не следует забывать и про Олега Ляшко, который, несмотря на потерю рейтингов, продолжает находиться на плаву. Остаются загадкой дальнейшие действия своеобразного «джокера» президентских выборов Смешко. Не стоит удивляться, если вдруг при поддержке его главного пиарщика журналиста Дмитрия Гордона возникнет новая политическая сила с перспективами преодоления необходимого электорального барьера.

Таким образом, украинская политика продолжает радовать обозревателей динамичными сюжетными линиями, а избиратели готовятся к очередной серии интригующего сериала под названием «Выборы».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+