Спецпрокурор Роберт Мюллер, расследовавший возможные связи президента Дональда Трампа с Россией, не обнаружил свидетельств того, что представители предвыборного штаба Трампа вступили в сговор с Россией. Об этом говорится в письме генпрокурора США Уильяма Барра, изучившего доклад Мюллера об итогах его работы, председателям юридических комитетов сената и палаты представителей.
Целью расследования Мюллера было выяснить, действительно ли Трамп или сотрудники его штаба договорились с Россией о вмешательстве в выборы и пытался ли президент впоследствии незаконно препятствовать расследованию. Пресс-секретарь Белого дома Сара Сандерс заявила, что выводы Мюллера полностью оправдывают президента США.
«Никакого сговора, никакого воспрепятствования правосудию, полное и безоговорочное оправдание», — заявил сам Трамп в Twitter.
Не обвинил, но не оправдал
Трамп сравнивал расследование Мюллера с «охотой на ведьм» и критиковал его «в среднем около двух раз в день — как несправедливую, политически мотивированную попытку лишить его избрание законной силы», отмечала The New York Times. Но доклад Мюллера, как следует из письма генпрокурора, не содержит никаких выводов о том, что Трамп в нарушение закона препятствовал расследованию. Барр и его заместитель Род Розенстайн, курировавший расследование, пришли к выводу, что команда Мюллера не смогла собрать достаточных доказательств того, что президент нарушил закон. «Хотя этот доклад не содержит вывод о том, что президент совершил преступление, он также не оправдывает его», — пишет Барр, цитируя Мюллера.
Таким образом, вопрос о том, был ли нарушен закон, спецпрокурор решил оставить на усмотрение генерального прокурора, отмечает Reuters. Действующие президенты США не могут быть привлечены к уголовной ответственности. Согласно позиции Службы юрисконсульта Минюста, груз преследования может помешать им управлять страной.
Российское вмешательство
Россия пыталась вмешиваться в президентские выборы в США в 2016 году, установил Мюллер. Его команда выделила два направления, по которым осуществлялись эти попытки. Во-первых, российское «Агентство интернет-исследований» (более известно как «фабрика троллей», по данным РБК, может спонсироваться бизнесменом Евгением Пригожиным) распространяло дезинформацию и «проводило операции в социальных сетях» с целью повлиять на выборы, следует из письма. Во-вторых, поддерживаемые Россией хакеры взломали компьютеры и переписку Национального комитета Демократической партии и людей, близких к кампании Хиллари Клинтон, соперницы Трампа на выборах.
При этом спецпрокурор не нашел доказательств того, что сотрудники предвыборного штаба Трампа вступили в сговор с Россией, несмотря на то что, как следует из письма, получали многочисленные предложения от связанных с Россией людей.
Россия отрицала вмешательство в американские выборы (в частности, президент Путин называл подобные предположения «мракобесием»).
Как шло расследование
Команда во главе с Мюллером, бывшим директором ФБР, вела расследование почти два года. За это время прокуроры получили около 500 ордеров на обыск, выдали более 2800 повесток в суд и допросили примерно 500 свидетелей. Допросить лично самого Трампа прокуроры так и не смогли. Адвокаты президента беспокоились, что его ответы на допросе будут иметь политические последствия, вплоть до импичмента, писала The New York Times. Поэтому они настояли на том, что на все вопросы он ответит письменно.
За время расследования Мюллер выдвинул обвинения против трех компаний и 34 человек. В их числе — Пригожин (про него президент Владимир Путин говорил: «Я знаю такого человека, но он не числится в моих друзьях»), а также предполагаемые сотрудники российских спецслужб. По обвинениям, выдвинутым Мюллером, осуждены или признаны виновными бывший глава предвыборного штаба Трампа Пол Манафорт, экс-советник президента по национальной безопасности Майкл Флинн и его бывший личный адвокат Майкл Коэн. Ни один из этих случаев не связан напрямую с вопросом возможного сговора штаба Трампа и Москвы, но тем не менее Мюллер «распутал паутину лжи бывших помощников Трампа», писала The New York Times.
В пятницу, 22 марта, Мюллер завершил расследование и направил генпрокурору итоговый доклад. Барр в тот же день сообщил конгрессменам, что может проинформировать их об «основных выводах» спецпрокурора до конца недели. Как пишет Associated Press, выходные Барр провел, просматривая доклад Мюллера и решая, что из него будет обнародовано. Генпрокурор вправе сам решать, какой объем информации раскрывать публично, отмечает Reuters. В письме конгрессменам в пятницу он заявил, что «привержен максимально возможной прозрачности».
«Пусть люди увидят»
Будет ли доклад Мюллера полностью или частично обнародован, пока не известно. Опубликовать его полностью призвали спикер палаты представителей (контролируется демократами) Нэнси Пелоси и лидер демократов в подконтрольном республиканцам сенате Чак Шумер. Сам доклад видели немногие, сообщила официальный представитель Минюста США Керри Купек. Те, кто знает Мюллера лично, говорят, что, скорее всего, это краткий отчет, лишенный оценочных суждений, — ничего похожего на 445-страничный трактат Кена Старра, расследовавшего дело Билла Клинтона в конце 1990-х, писала The New York Times.
Трамп выходные провел в резиденции «Мар-а-Лаго» во Флориде. Когда стало известно о завершении расследования, Трамп разговаривал по телефону с канцлером Германии Ангелой Меркель, писал Bloomberg. 20 марта он заявил, что «не против», если доклад будет обнародован: «Пусть люди увидят это».
Офис спецпрокурора после завершения расследования будет закрыт. 74-летний Мюллер планирует сложить свои полномочия в ближайшие дни, сообщил на этой неделе его представитель.