После двух катастроф нового среднемагистрального лайнера Boeing 737 MAX за пять месяцев производитель переживает острый кризис: небо для флагманской модели закрыто над всеми основными рынками — США, ЕС и Китаем; запрет также ввели Австралия, Бразилия, Малайзия, Сингапур, Индонезия, Россия и другие страны. Boeing в итоге был вынужден запоздало рекомендовать приостановить полеты лайнера по всему миру — всего «приземлен» 371 самолет, уже поставленный авиакомпаниям. Судьба остальных более чем 4600 воздушных судов, заказанных перевозчиками, решится, когда станут известны предварительные итоги расследования крушения 737 MAX в Эфиопии. Forbes изучил основные версии катастрофы и узнал, чем грозит производителю нынешний коллапс.
Версии крушения
Boeing 737 является самым массовым среднемагистральным самолетом в истории гражданской авиации. И одним из самых надежных: первый полет лайнер совершил в 1967 году. Однако проектируя новые модели MAX 8 и 9, производитель мог проявить небрежность: самолет, базовые технологические решения которого были заложены еще в 1950-е годы, выработал задел под модернизацию, и к проблемам с безопасностью могло привести стремление к повышению энергоэффективности, отметил журнал Spiegel.
Речь идет об установке новых экономичных двигателей Leap, которые уже использовал главный конкурент Аirbus в модели 320 Neo. Короткие стойки шасси Boeing 737 не позволили разместить большие моторы под крылом. Инженерам пришлось вынести их вперед. В результате нарушилась аэродинамика планера. В редких экстремальных ситуациях это грозило новым 737 сваливанием.
Чтобы минимизировать риски, Boeing внедрил в программное обеспечение «Систему улучшения характеристик маневрирования» (MCAS). Эта программа функционирует в фоновом режиме при ручном управлении самолетом. Если датчик угла атаки показывает, что самолет начал слишком сильно поднимать нос, программа активирует горизонтальный стабилизатор и выравнивает машину.
Похоже, Boeing недостаточно полно проинформировал эксплуатантов о логике работы MCAS. Возможно, корпорация просто не хотела привлекать много внимания к таким особенностям MAX 8 и 9, чтобы они не заработали репутацию машин, нуждающихся в электронных «костылях» из-за особенностей конструкции, предполагало издание The Wall Street Journal.
Тема недостатков MCAS всплыла еще после катастрофы самолета компании Lion Air 29 в октябре 2018 года — опрошенные WSJ пилоты тогда заявили, что не осведомлены, в каких ситуациях 737 МАХ может самостоятельно пикировать.
Boeing, реагируя на претензии, выпустил информационный бюллетень для летчиков. Из него следует, что в обстоятельствах, которые система считает небезопасными — то есть, когда нос самолета слишком задран (это может произойти при взлете — на этой стадии полета и произошли обе катастрофы 737 MAX), MCAS перекладывает стабилизатор на пикирование.
Как отметил пилот Boeing 737 МАХ, ведущий блог в «Живом журнале» под ником Denokan, в такой ситуации, смоделированной на тренажере, «вытянуть» самолет вручную не получается. Если экипаж поздно замечает своевольное поведение стабилизатора и не имеет запаса по высоте, справиться с нештатной ситуацией чрезвычайно сложно — даже если пилот держит в голове рекомендации Boeing, данные в бюллетене.
Трамп против Boeing
Остановка парка самолетов сама по себе не является уникальным событием для гражданской авиации, напоминает главный редактор отраслевого агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. Так, в России в 2005 году после отказа тормозной системы у борта №1 временно приостанавливалась эксплуатация всех Ил-96, а в США еще в 1979-м — McDonnell Douglas DC-10. Тогда в течение пяти недель все 270 выпущенных лайнеров оставались на земле. «Авиационные власти обязаны реагировать. Особенно если нет исчерпывающей и удовлетворяющей информации от производителя о безопасности воздушного судна», — объясняет Пантелеев.
Чем уникальна ситуация с 737 MAX, так это глобальным охватом, рассуждает эксперт: в зоне риска оказалась самая быстропродаваемая в истории модель одного из двух крупнейших мировых игроков авиарынка. И хотя в масштабах всего авиапарка для среднемагистральных перевозок 371 самолет — «капля в море», Boeing придется приложить большие усилия, чтобы восстановить репутацию, заключает Пантелеев.
На сторону производителя не встал даже главный протекционист американского бизнеса — президент США Дональд Трамп. Эксплуатацию модели в стране он запретил личным указом, что необычно — этот вопрос находится в ведении регулятора. А Федеральное управление гражданской авиации (FAA) еще 13 марта было солидарно с Boieng и заявляло, что оснований для прекращения полетов нет.
Накануне Трамп также пообщался по телефону с гендиректором Boeing Деннисом Мюлленбургом, после чего разразился гневными постами в Twitter: глава государства, в частности, написал, что «самолеты становятся слишком сложными в управлении», а производители «стараются сделать еще один ненужный шаг вперед». «Мне не надо, чтобы моим пилотом был Альберт Эйнштейн», — постулировал Трамп.
Таким образом он дистанцировался от непопулярной позиции FAA, которую критиковали и пользователи социальных сетей, и профсоюзы (например, Ассоциация бортпроводников). За «посадку» самолета высказался и влиятельный председатель сенатского подкомитета по авиации республиканец Тед Круз.
Возможно, Boeing в немилости у Трампа и из-за электоральных предпочтений во время предвыборной кампании 2016 года: портал Quartz обратил внимание, что производитель тогда пожертвовал Хиллари Клинтон в пять раз большую сумму ($229 000), чем ее оппоненту.
Ущерб для бизнеса
Решение Трампа прекратить полеты лайнера привело к новому снижению стоимости акций корпорации, пережившей 12 марта рекордный с сентября 2001 года обвал котировок — на 11%, до $374,31 за акцию (в капитализации компания просела на $13 млрд). К открытию торгов в пятницу стоимость ценных бумаг снизилась дополнительно, к уровню $373 за акцию.
Реагируют и авиакомпании. Индонезийский перевозчик Lion Air, чей 737 MAX потерпел крушение в октябре, планирует аннулировать заказ на оставшиеся самолеты стоимостью $22 млрд и передать его Airbus, сообщает Bloomberg со ссылкой на источник. Кенийская компания Kenya Airways заявила об исключении Boeing 737 МАХ из стратегии развития. Перевозчик еще не размещал заказ и теперь также думает о выборе в пользу Airbus A320.
В совокупности ущерб для Boeing от простоя 737 MAX может составить от $1 млрд до $5 млрд, приводил CNN оценки аналитиков компаний Melius Research и Jefferies. Если сумма не будет больше, Boeing справится: выручка корпорации в 2018 году составила рекордный $101 млрд, а чистая прибыль — впечатляющие $10,6 млрд. Прогнозы на 2019-й были даже более оптимистичны, но теперь ожидания, очевидно, будут скорректированы.
Boeing действительно понес значительные потери, однако ситуация не выглядит угрожающей, если вспомнить, что в портфеле более 5000 твердых заявок на самолет, отмечает Олег Пантелеев. «Модель 737 — это основной хлеб, самые продаваемые машины — фундамент стабильности и доходности компании. Понятно, что Boeing сделает все, чтобы стабилизировать программу, и вряд ли кто-то из участников рынка сомневается в том, что концерн способен справиться с техническими проблемами», — рассуждает главный редактор агентства «Авиапорт».
Для авиакомпаний сложившаяся ситуация — повод поторговаться, и сообщения о возможных отказах от 737 MAX — это сигналы для Boeing о том, что в данных обстоятельствах нужно двигаться в цене, предоставлять расширенную гарантию на самолет, словом, улучшать условия сделки для перевозчиков. «Рынок авиаперевозок в мировом масштабе долго и динамично рос, а теперь начинает снижаться. Возникает избыток провозных емкостей. И авиакомпании заинтересованы в пересмотре условий заказов. Может быть, кто-то хочет на время отложить ввод новой техники в эксплуатацию», — отмечает Пантелеев.
Пассажиры могут бояться летать на 737 MAX до объявления итогов расследования катастроф, но промежуточные данные по крушению самолета Lion Air показывают, что борт мог быть выпущен в рейс без устранения выявленной неисправности — на расхождения данных датчиков угла атаки экипаж жаловался ранее. Это дает возможность Boeing выстроить линию защиты и отстоять репутацию, заключает эксперт.