Победа Олега Кожемяко на губернаторских выборах оказалась легко прогнозируемой. Все условия для нее были созданы — зачищена политическая поляна от реальных соперников (в первую очередь, Андрея Ищенко — триумфатора сентябрьских выборов и выдвиженца от КПРФ), брошен на поддержку весь федеральный ресурс, причем с такими бенефитами, которые его незадачливому предшественнику — Андрею Тарасенко — и не снились. При этом и сам Кожемяко выложился на все сто, показав себя серьезным политическим бойцом, умелым коммуникатором, тонким пиарщиком.
После провала в сентябре в четырех регионах Кремль особенно сильно переживал за Приморье. Поскольку именно здесь Путин прямо поддерживал кандидата, а в итоге выборы завершились скандалом, больно ударившим по репутации федеральной власти. Во-первых, Тарасенко проиграл с именем президента, что недопустимо по нынешним правилам политеса, во-вторых, появились обвинения в манипуляциях с подсчетом голосов и прямых фальсификациях. Но ситуацию удалось отыграть — три региона, отданных оппозиции (два — ЛДПР и один — КПРФ) погоды не сделали, благо оттуда, от новых губернаторов, не прозвучало ни единого слова угрозы Центру, а Приморье удалось «удержать».
Рецепты успеха Олега Кожемяко довольно просты. Он не выдвигался от «Единой России», чьи позиции в Приморском крае довольно шатки. Таким образом, он мог позиционировать себя как внепартийный кандидат, тем более как не связанный напрямую с партией власти. К моменту его выдвижения схлынула протестная волна против повышения пенсионного возраста, тема стала неактуальной. Основной удар за пенсии принял на себя Тарасенко, а Кожемяко в этом смысле мог действовать с чистого листа.
Кожемяко представлялся «своим», его трудно было воспринимать как варяга, поскольку большая часть жизни его прошла в Приморском крае, ему не нужно было терять время на знакомство с регионом, узнавать, чем отличаются города и районы, вникать в их особенности.
Федеральный центр не просто дал ему зеленый свет во время кампании, как это обычно бывает (визиты министров, встречи в Москве с крупными чиновниками), но и пошел прямо-таки на неординарные шаги. Отмена обязательной установки кнопок ЭРА-ГЛОНАСС на ввозимые в Приморье подержанные иномарки или перевод столицы округа из Хабаровска во Владивосток — это беспрецедентные меры по нынешним временам. Правда, при желании их можно трактовать как свидетельство слабости Кремля — словно ради победы Кожемяко он был готов пойти на такие унизительные для себя, в конечном итоге, уступки: слишком большие жертвы заставляют заподозрить зависимость. Тем самым Кожемяко становится в доминирующую позицию по отношению к Москве. Не она им манипулирует, а он выставляет ей условия, он определяет, что нужно для победы.
Конечно, важнейшим условием его победы стал недопуск к выборам Андрея Ищенко, да и любого теоретически сильного соперника. Выборы были, действительно, без выбора. Имелась одна сильная фигура, остальные «конкуренты» выполняли роль статистов. Тем не менее, КПРФ и лично Ищенко не смогли каким-то образом повернуть ситуацию в свою пользу. Выборы в Приморье показали главный секрет политики нашего времени — протесты могут быть только временными и локальными. То, что в сентябре могло кому-то казаться началом конца, сегодня воспринимается просто как сбой в машине власти, в целом неплохо работающей. Призывы портить бюллетени, прозвучавшие в ходе кампании, оказались бесполезными. Общественная активность спала, ситуации конфликта уже не наблюдалось.
Повторилась ситуация 2012 года, когда после протестов зимы 2011-2012 годов казалось, что Кремль ожидают трудные времена, а выяснилось, что ровным счетом все наоборот. Уже на первых региональных выборах 14 октября 2012 года «Единая Россия» праздновала практически повсеместную победу. Про протесты и митинги почти никто уже и не вспоминал. Власти удается купировать недовольство сравнительно недорогой ценой. Приморье это доказало еще раз.
Точка зрения автора статьи может не совпадать с позицией редакции