Поколение ВИЧ. Почему Россию охватила эпидемия вируса иммунодефицита
Темпы распространения вируса иммунодефицита человека (ВИЧ) в России оказались самыми высокими в Европе. Об этом говорится в совместном докладе Европейского центра по профилактике и контролю заболеваний (ECDC) и регионального центра Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).
В 2017 году впервые было выявлено ВИЧ-инфицированный 71,1 на 100 000 россиян, в то время как в Центральной Европе в среднем этот показатель составил 3,2 случая. Самые низкие значения зафиксированы в Боснии и Герцеговине — 0,3 инфицированных. Всего в России 968 000 зарегистрированных ВИЧ-инфицированных; их общее количество, включая неучтенных, оценивается в 1,3 млн человек.
Наркомания и коммерческий секс
«Эпидемия ВИЧ в России сегодня выражена, она ширится, — рассказала Forbes медицинский директор фонда СПИД.Центр Елена Орлова-Морозова. — Из 160 000 выявленных за прошлый год в Европе, включая Украину, новых случаев заражения ВИЧ, 104 000 приходится Россию. Мы лидируем среди постсоветских стран: в Украине на 100 000 человек выявлено 37 инфицированных, в Белоруссии — 26, в Молдавии — 20».
По ее словам, эпидемии ВИЧ в России идут волнами, пики которых приходятся на периоды взросление следующего поколения россиян: «Мы уже наблюдали несколько волн. Первая — 1997–1999 годы, потом в нулевые. Волна стихает естественным образом, когда оказывается выбран весь резерв групп риска. Сейчас сформировался новый пул молодых людей, контактирующих с уязвимыми группами».
«В Европе основная группа риска — это гомосексуалы. У нас можно выделить три: наркозависимые, гомосексуалы и те, кто связан со сферой коммерческого секса. Очаг ВИЧ составляют именно эти группы, они постоянно «подогревают» эпидемию», — отметила Орлова-Морозова, добавив, что организация работы с этими группами должна стать одной из приоритетных задач в рамках борьбы с эпидемией.
Несмотря на неблагополучную ситуацию в 1990-е годы, количество зараженных ВИЧ тогда исчислялось десятками и сотнями человек, ситуация кардинально изменилась на рубеже тысячелетий, когда ВИЧ-положительные оказались в группе наркозависимых, продолжила медицинский директор фонда СПИД.Центр: «Сразу произошло лавинообразное нарастание — сначала десятки, а потом сотни тысяч выявленных инфицированных. Причем наркопотребители — это очень труднодоступная группа, которую тяжело исследовать, чтобы получить точные цифры».
Терапия под запретом
Эффективным средством в борьбе с ВИЧ-эпидемией являются программы снижения вреда: так называемый «обмен шприцев» (раздача средств для инъекций) и заместительная терапия (предоставление опиатно-зависимым людям бесплатного метадона и бупренорфина в государственных клиниках), отметила Орлова-Морозова.
Заместительная метадоновая терапия существовала в России в начале 1990-х годов, но затем была запрещена. В меморандуме для Европейского суда по правам человека разъясняется позиция страны по данному вопросу. В документе указывается, что программа может создать «массу зависимых от метадона и бупренорфина лиц, которых легко можно будет склонить к преступной деятельности и терроризму, направленных против государства в целом, представителей органов власти». Кроме того, заместительная терапия будет подпитывать незаконный оборот наркотиков и повысит уровень коррупции в медицинских учреждениях.
«Россия — чуть ли не единственная страна, где запрещена эта программа. Хотя эффективность метода доказана опытным путем. Французские коллеги рассказывали, что за год функционирования программы количество выявленных ВИЧ-положительных в стране сократилось на 60%», — рассказала медицинский директор фонда СПИД.Центр.
«Выявленные ВИЧ-инфицированные из числа наркопотребителей зачастую слабо мотивированы лечиться, а контролировать их тяжело. Но поскольку у людей есть физическая зависимость от наркотика, они каждый день приходят к медикам и получают не только метадон, но и необходимые лекарства», — подчеркнула Орлова-Морозова.
В 2015 году заместительная терапия стала предметом спора между российским Минздравом и специальным посланником Генерального секретаря ООН по СПИДу в Восточной Европе и Центральной Азии Мишелем Казачкиным. Согласно данным последнего, за год после воссоединения Крыма с Россией и отмены метадоновой программы на полуострове умерли от передозировки или покончили с собой от 80 до 100 зарегистрированных героиновых наркоманов. По данным Минздрава, на декабрь 2014 года умерло 7 человек — почти вдвое меньше, чем за год до этого.