Когда речь заходит о Третьем рейхе, приземленные вопросы финансов, ресурсов и организации обычно остаются в тени. Однако без этого понять, каким образом рейх так долго боролся с союзниками, превосходящими его по ВВП в разы, невозможно. В 2007 году тема нашла достойного автора, в этом году его книгу наконец издали у нас. Книгой года на Западе работу Адама Туза назвали заслуженно. Ему удалось избежать фокуса на цифры производства и добычи и обратиться к общему нарративу происходящего на фронтах, в дипломатических кулуарах и советах директоров ведущих фирм.
Некоторые элементы экономического чуда, сотворенного Гитлером, который вытащил Германию из депрессии, до сих пор на слуху, например «народный автомобиль» Volkswagen и автобаны (а еще были «народная квартира» и «народный холодильник» — Volkskuehlschrank). Впрочем, когда фюрер заявил, что «войну с Англией не выиграть кухонными плитами и стиральными машинами», он не шутил. Расходы на оборону достигли неслыханной доли ВВП, налоги на прибыль для юрлиц выросли до 55%, сбережения граждан предлагалось вкладывать исключительно в гособлигации. Наиболее драматичными были усилия государства по пресечению частного строительства. Осенью 1938 года Рейхсбанк полностью запретил выдачу новых ипотечных займов.
Рассказ об экономике войны не менее захватывающ. Аншлюс спас рейх от банкротства в 1938-м. На следующий год плечо подставил СССР, ставший поставщиком не только нефти и руды, но и корма для скота. Оккупированные страны платили ренту, а на самые лакомые предприятия немцы старались наложить лапу. Не всегда это получалось: голландские Philips, Unilever и Shell успели перевести права собственности в офшоры. Подробно освещена тема рабства — на предприятиях ВПК иностранцы составляли до 40%, а согласно шутке 1943 года, бомбардировщики Ju-87 «Штука» на 80% производились русскими. Приводится и таблица выгодности использования рабов — даже при производительности на 40% ниже немецкой оставались области, где иностранцы были выгоднее.
Химфирма IG Farben сыграла незаменимую роль в качестве поставщика новых технологий: например, ее завод в Освенциме и сегодня является третьим по объемам производителем синтетического каучука в Европе. Однако, как замечает Туз, если где и произошло настоящее «оружейное чудо», то это случилось не в Германии, а на военных заводах Урала.