К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Большая кампания: сколько нужно денег, чтобы стать президентом США

Большая кампания: сколько нужно денег, чтобы стать президентом США
3 ноября в США пройдут президентские выборы, на которых решится, кто возглавит страну на ближайшие четыре года: президент-республиканец Дональд Трамп или бывший вице-премьер, кандидат от Демократической партии Джо Байден. За последние полвека бюджеты предвыборных кампаний претендентов на этот пост выросли в тысячу раз — с $2 млн до $2 млрд

Бюджет нынешних американских президентских выборов побил рекорд предыдущих, в которых участвовала Хиллари Клинтон и Дональд Трамп. Тогда он превысил $1,8 млрд. Бюджет предвыборной гонки этого года немного больше – почти $2 млрд. Forbes выбрал наиболее ярких президентов США и кандидатов за последние полвека и узнал, сколько стоили их предвыборные кампании.

Дональд Трамп (слева) и Джо Байден
Morry Gash-Pool·Getty Images

Дональд Трамп (слева) и Джо Байден

Потрачено на кампанию в 2020 году: $1,96 млрд

Джо Байден поставил себе цель стать президентом в 21 год. В 46 лет он выдвинул свою кандидатуру на первичных выборах Демократической партии, но его ждала неудача — политик вышел из гонки на фоне обвинений в плагиате (использовал выдержки из речи, с которой в 1987 году выступал лидер британской лейбористской партии Нил Киннок). После неудачи политик вернулся на занимаемый им ранее пост сенатора от штата Делавэр. В 2008-м году Байден снова выставил свою кандидатуру на первичных выборах, но после первых праймериз снялся, посчитав, что не сможет составить конкуренцию главной паре претендентов — Хиллари Клинтон и Бараку Обаме. В августе того же года Обама предлагает Байдену баллотироваться в вице-президенты. С 2009-го по 2017 год политик занимал этот пост. Нынешняя предвыборная кампания обошлась кандидату от Демократической партии более чем в $1,15 млрд, согласно данным портала Opensecrets.org (по состоянию на 16 октября 2020 года). Большая часть бюджета потрачена на продвижение кандидата в СМИ и интернете.

Расходы действующего президента США Дональда Трампа на кампанию чуть меньше — $809 млн.

Хиллари Клинтон
Andreas Rentz·Getty Images

Хиллари Клинтон

Потрачено на кампанию в 2016 году: $768 млн

Хиллари Клинтон активно занималась политикой еще во время президентства своего мужа, недаром их тандем часто называли «Биллари». Роль серого кардинала, которую играла Хиллари, не устраивала ни республиканцев, ни демократов, а вскоре не устроила ее саму — первая леди решила баллотироваться в президенты. В 2008 году Хиллари снялась с выборов, в 2016-м проиграла Дональду Трампу. За 17 месяцев избирательной гонки Хиллари потратила на кампанию $768 млн. Всего на ее счета поступило более $1 млрд. Самым крупным «донором» кампании стал финансист Дональд Сассман. Он потратил $21,8 млн.

Ее соперник Дональд Трамп потратил тогда на кампанию в два раза меньше — $422,6 млн. Всего он собрал на кампанию $433 млн, при этом $56,1 млн собственных средств.

Барак Обама
Ken Cedeno·Corbis via Getty Images

Барак Обама

Потрачено на кампанию в 2012 году: $721 млн

Президент и кандидат от демократической партии Барак Обама начал предвыборную гонку с суммой $3,2 млн, но потом, благодаря инвестициям своих сторонников (многие из которых — деятели шоу-бизнеса) и пожертвований, сумел достичь суммы в $722 млн. 55% избирателей перевели на его счет суммы не превышающие $200, 31% — от $200 до $2500 и только 14% расщедрились на суммы больше чем $2500.

Митт Ромни
Joe Raedle·Getty Images

Митт Ромни

Потратил на кампанию в 2012 году: $449 млн

Митт Ромни начал президентскую гонку с бюджетом $383 000. В итоге ему пришлось увеличить бюджет в несколько десятков раз. В основном помогли крупные финансисты — приверженцы республиканской партии. Боб Джи Перри — владелец строительной группы компаний из Хьюстона — перевел на его счет $8 млн, хозяин казино Шелдон Адельсон и его супруга Мириям Адельсон пожертвовали по $5 млн каждый. Дональд Трамп, пусть не помог финансово, зато в течение долгих месяцев вел подрывную деятельность на телевидении и в интернете против Обамы. Он до сих пор настаивает, что Обама родился не на Гаваях, а в Кении, поэтому, согласно Конституции, не имеет право быть президентом США.

Джордж Буш-младший
Layne Murdoch·Getty Images

Джордж Буш-младший

Потратил на кампанию в 2004 году: $367,2 млн

Успешно потрудившись на отцовской предвыборной кампании 1988 года, Буш вместе с друзьями купил бейсбольную команду Texas Rangers. Вложив в команду $600 000, спустя 10 лет Буш заработал на продаже почти $15 млн. Общаясь с репортерами и раскручивая «Техасских рейнджеров», Буш быстро стал знаменитостью и в 1993 году выставил свою кандидатуру на должность губернатора Техаса. В 2000 году он баллотировался в президенты и победил, потратив на кампанию более $350 млн.

Билл Клинтон
Jeff Swensen·Getty Images

Билл Клинтон

Потрачено на кампанию в 1996 году: $116 млн

Первые выборы Клинтон выиграл в 1992 году. Несмотря на то, что у новоиспеченного президента не хватало опыта, страна развивалась бойко и динамично: сильно увеличился высокотехнологичный сектор, а  безработица достигла минимального уровня. Второй срок запомнился снижением внешнего долга и скандалом с обвинением президента в действиях сексуального характера с практиканткой Моникой Левински, который закончился попыткой импичмента 42-го президента.

Рональд Рейган
Universal History Archive·Getty Images

Рональд Рейган

Потрачено на кампанию в 1984 году: $40 млн (около $97,6 млн в ценах 2020 года)

Американцы называют его лучшим президентом — он обошел даже Авраама Линкольна и Билла Клинтона. Ему симпатизировали по многим причинам. Впрочем, счастливые дни наступили не сразу. Юность Рейгана пришлась на Великую депрессию, работу невозможно было найти. Отец и старший брат оказались безработными, но зато Рейгану удалось найти  сразу две работы – он мыл  посуду в мужской студенческой столовой  и на кухне женского общежития. Затем была актерская карьера, а потом -  большая политика. В течение восьми лет президентства Рейгана уровень инфляции снизился с 12,5% до 4,5%, а уровень безработицы — с 7,5 % до 5,3 %.

Ричард Никсон
Getty Images

Ричард Никсон

Потрачено на кампанию в 1968 году: $25,4 млн (около $113,7 млн в ценах 2020 года)

Для 1968 года предвыборная кампания Никсона в $25 млн била все рекорды. Сегодня данная сумма с учетом инфляции составила бы более $110 млн. В итоге Никсон выиграл противоборство с демократом Хьюбертом Хамфри и стал 37-м президентом Америки. А вот его вторая президентская кампания 1972 года привела к громкому скандалу. В ходе выборов у соперников Никсона — демократов — регулярно происходили утечки информации, которые использовались штабом Никсона. Все стало на свои места после ареста водопроводчика в штаб-квартире избирательной кампании демократической партии — гостинице «Уотергейт», где он устанавливал прослушивающее устройство. Против Никсона была начата процедура импичмента, но президент решил не дожидаться решения конгресса и сам добровольно ушел в отставку 8 августа 1974 года.

Джон Кеннеди
Corbis via Getty Images

Джон Кеннеди

Потрачено на кампанию в 1960 году: $9,7 млн (около $84 млн в ценах 2020 года)

В 60-х предвыборная кампания Кеннеди развернулась вокруг решения двух основных проблем. Первая — холодная война с Советским Союзом. Вторая — Фидель Кастро на Кубе, не желавший иметь дело с капиталистами из США. Предложения Кеннеди сводились к тому, чтобы урегулировать конфликты мирным путем. Победа досталась Кеннеди во многом благодаря телевидению. Это были первые теледебаты в истории. Кеннеди, несомненно, подготовился к ним лучше своего оппонента-консерватора Никсона. За два дня до выступления он позвонил продюсеру и выяснил досконально все: каким будет оформление, как пройдут дебаты — сидя или стоя, где находятся камеры и куда следует смотреть. В итоге 26 сентября 1960 года Джон Кеннеди сидел элегантно нога на ногу и прямо смотрел в камеру. Тогдашнюю победу провозгласили победой телевидения.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+