Впервые за 8 лет члены ОПЕК договорились о снижении добычи нефти – на 1,2 млн баррелей в сутки до 32,5 млн. Саудовская Аравия должна сократить суточную добычу на 486 000 баррелей до 10,06 млн, сообщает Bloomberg, ссылаясь на текст соглашения. Ирак, вторая по нефтедобыче страна в картеле, будет добывать на 210 000 баррелей меньше, чем в октябре. Объединенные Арабские Эмираты и Кувейт снизят суточную добычу на 139 000 и 131 000 соответственно. При этом участники ОПЕК приостановили членство в картеле Индонезии, ее квоту распределят между оставшимися странами.
Кроме того, соглашение призывает страны, не входящие в ОПЕК, сократить объем добычи нефти до 600 000 баррелей в сутки. Министр энергетики РФ Александр Новак заверил, что Россия «поэтапно снизит добычу» в первом полугодии 2017 года до 300 000 баррелей в сутки «в сжатые сроки, исходя из технических возможностей».
Цена Brent на этих новостях выросла более чем на 8% и превысила отметку $50 за баррель. Доллар на Московской бирже в то же время с трудом смог пробить уровень в 64 рубля, но не задержался там и к закрытию рынка стоил 64,14 рубля (-97 копеек к концу предыдущего торгового дня).
Сможет ли рубль укрепиться сильнее?
Сергей Романчук, начальник дилингового центра Металлинвестбанка:
Мощный скачок цен на нефть показывает, что рынок все-таки не до конца был уверен, что члены ОПЕК смогут договориться. Однако вряд ли рост котировок продолжится. Сокращая добычу, члены ОПЕК разменивают цену на нефть на долю в рынке. Именно поэтому был скепсис в отношении соглашения ОПЕК. Опасность такого решения понятна: при нефти выше $50 за баррель становится выгодно бурить сланцевую нефть в США, поэтому есть риск проиграть долю рынка американским производителям. В связи с этим прогнозировать начало резкого и постоянного роста цен на нефть будет опрометчиво. Как показывает анализ предыдущего опыта, по мере увеличения стоимости будет расти предложение: при $55 за баррель активно заработает инфраструктура бурения новых скважин.
Если бы рубль зависел только от цен на нефть, то укрепился бы значительнее. Но в среду на российскую валюту действовало два разнонаправленных фактора. С одной стороны, рост цен на нефть. А с другой – укрепление доллара к валютам развивающихся стран. В частности, доллар к турецкой лире находится на абсолютном максимуме. Этот тренд – продолжение выхода инвесторов из активов emerging markets – не дает рублю укрепиться пропорционально росту цены на нефть. Около 64 рублей за доллар – это результат действия двух противоположных сил.
Виталий Багаманов, управляющий директор БКС Ультима:
Достижение договоренностей, безусловно, позитивно отразится на нефтяном рынке. Но важно понимать, что влияние этого фактора будет крайне кратковременным сразу же по нескольким причинам. Во-первых, решение сократить уровень добычи в условиях, когда есть такие сильные противоречия в позициях участников картеля, может быть крайне недолговечным. И Иран, и Ирак не готовы к полномасштабному сокращению по целому ряду причин. Во-вторых, далеко не все участники рынка верят в то, что договоренности будут соблюдаться, ведь ни для кого не секрет, что зачастую квоты и реальный уровень добычи – это совершенно разные показатели. Кроме того, страны, не входящие в картель, также не дали четкого подтверждения о готовности к пропорциональному сокращению собственной добычи.
Соответственно, нефть вполне может закрепиться на уровне выше $50 за баррель до тех пор, пока не последует новостей о реальном положении дел на рынке. Если статистика покажет, что признаков сокращения перепроизводства де-факто нет, то котировки очень быстро вернутся в диапазон $45-50 за баррель.
Российская валюта, как мы видим, уже далеко не так остро реагирует на колебания нефтяных котировок, но, безусловно, такое сильное движение повлияет на курс. До конца недели мы вполне можем увидеть доллар ниже 64 рублей. Но, опять же, вряд ли этот тренд станет долгосрочным. Скорее всего, наиболее вероятный диапазон, в котором российская валюта будет находиться к концу года, – это 65-66 рублей за доллар.
Алексей Каминский, ведущий стратег «АТОН»:
Впервые с 2008 года странам ОПЕК удалось договориться о совместном контроле за объемом производства нефти. Значение этого события трудно переоценить, и дело даже не столько в конкретных цифрах снижения добычи. В то время как фундаментальные сдвиги — сокращение добычи сланцевой нефти из-за резкого снижения цен — уже произошли, на мировом рынке опять появляется картель, который реально сможет оказывать влияние на динамику нефтяных цен путем регулирования собственного предложения. Добавим к этому до $1 трлн замороженных и отмененных инвестпроектов и растущий спрос благодаря восстановлению мировой экономики и получается неплохая фундаментальная картина. Недавние же комментарии России о готовности вести согласованную политику с ОПЕК дополняют эту картину.
Вместе с тем мы не думаем, что достигнутое соглашение повышает прогнозную планку нефтяных цен. Оно скорее серьезно снижает риск их резкого падения с текущих уровней. Наша базовая оценка в $55-60 за баррель в 2017 году теперь выглядит вполне реальной и достижимой. Мы не ожидаем, что цены на нефть смогут серьезно превысить $60 за баррель, поскольку выше этого уровня в игру опять включатся «прошедшие огонь и воду» сланцевые производители, которые за два года смогли серьезно снизить себестоимость добычи. Тем не менее в какой-то момент в 2017 году мы наверняка увидим попытки нефти выйти выше $60. До конца этого года мы ожидаем, что нефть закрепится в коридоре $50-55 за баррель.
Мы прогнозируем, что доллар в 2017 году будет в широком коридоре 57-67 рублей. Это прежде всего связано с бюджетной неопределенностью на следующий год. И чем уверенне нефть будет подходить к уровню $60 за баррель, тем выше вероятность увидеть крепкий рубль. А что касается стоимости доллара в конце этого года, то раньше (до выборов Дональда Трампа президентом) мы ожидали увидеть пару доллар-рубль в четвертом квартале около значения 60-62, но теперь, скорее всего, оно будет выше – 62-65.