Того, что следователи всякий раз достают на свет новые сколковские дела, основанные на данных Счетной палаты, правоохранительные органы никогда не скрывали. При этом материалы самого аудита фонда «Сколково» общественность так и не увидела: по инициативе правительства Дмитрия Медведева информация была засекречена.
Газета «Ведомости» еще в феврале выяснила: общий объем выявленных нарушений составил 1,4 млрд рублей. В фонде цифру отрицать не стали, но оговорились: речь идет не о хищениях, а о вопросах аудиторов к юридическому оформлению части финансовых операций Сколково. В кабинете министров подтвердили, что премьер с докладом СП ознакомился и дал указание руководству фонда помогать контрольному ведомству в проверках.
Сама Счетная палата хранила молчание вплоть до середины мая, когда газета «Известия» опубликовала интервью с автором таинственного доклада Сергеем Рябухиным. По словам аудитора, ключевая претензия к руководству фонда — отсутствие четких критериев эффективности расходования господдержки, которой Сколково получило на сумму 55 млрд рублей (из низ 24 млрд уже освоены). Отсюда и подозрения в незаконном характере договора фонда с Ильей Пономаревым, и недовольство следователей хранением средств в Меткомбанке, и вопросы к грантам Массачусетскому институту технологий и «Сколтеху», рассказал Рябухин. Другие эпизоды, отраженные в аудите, — договор фонда на 138 млн рублей с консалтинговой «дочкой» группы Виктора Вексельберга «Ренова», выплата фондом зарплаты сотрудникам на сумму свыше 1 млрд рублей и др.
Руководство Сколково претензии СП признало и еще в ходе проверки устранило нарушения на 3,8 млрд рублей, отметил Рябухин, скептически оценив общие перспективы проекта. Он пообещал, что в декабре Счетная палата начнет комплексный аудит фонда, уже с комплексом четких критериев оценки эффективности деятельности организации.