В Госдуму внесли законопроект о регистрации иностранных IT-компаний в России
В Госдуму внесли законопроект, который обязывает иностранные интернет-компании с большой аудиторией в России открывать здесь представительство. Авторы говорят, что предъявляют бизнесу «максимально понятные и легко исполнимые условия», но за нарушение грозят запретом на рекламу, ограничением платежей или блокировкой
В Госдуму внесли законопроект «О деятельности иностранных лиц в сети «Интернет» на территории РФ», который обязывает иностранные интернет-ресурсы и IT-компании, владеющие ресурсами с ежедневной аудиторией больше 500 000 российских пользователей, создавать в России официальное представительство. Информация о документе появилась в базе Госдумы.
Один из соавторов законопроекта, глава комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр Хинштейн заявил в Telegram-канале, что IT-компаниям предложили «максимально понятные и легко исполнимые условия». Всего их три: создать в России филиал, представительство или уполномоченное юрлицо, зарегистрировать личный кабинет на сайте Роскомнадзор и добавить на свои сайты электронную форму для обратной связи с россиянами и организациями. Этих мер достаточно для установления прямого диалога IT-компаний и российской стороны — как властей, так и просто россиян, добавил Хинштейн.
За несоблюдение требований закона предусмотрели шесть видов наказания. Самое легкое — это информирование пользователей, что ресурс не исполняет законы России. Кроме того, предлагается запретить размещать рекламу на ресурсе, а также рекламу самой иностранной IT-компании у других рекламодателей. Также могут ограничить платежи и переводы денег, запретить выдачу сайта в поисковых системах, запретить сбор и передачу за рубеж персональных данных и, наконец, замедлить трафик или вовсе заблокировать ресурс.
ФАС сообщила о намерении проверить иностранные поисковики в рамках дела «Яндекса»
Под действие закона попадают не только иностранные юридические лица, но и другие организации, а также иностранные граждане. Они должны соответствовать хотя бы одному критерию: распространять информацию на русском языке, показывать нацеленную на потребителей в России рекламу, обрабатывать данные о пользователях на территории России и получать деньги от российских граждан и организаций. Список иностранных IT-компаний будет составлять Роскомнадзор по методике, определенной правительством.
Согласно опубликованной Хинштейном схеме, Роскомнадзор будет уведомлять компании о выявленном нарушении и решении применить самые легкие меры воздействия, после чего даст 30 дней на устранение нарушений. Если этого не произойдет, ведомство сможет использовать все доступные меры.
«Сергей разрушит эту чертову компанию»: WSJ узнала, как Google манипулирует поиском
Депутат Антон Горелкин, который стал соавтором законопроекта, анонсировал объединение в будущем личного кабинета на сайте Роскомнадзора с кабинетом налогоплательщика на сайте Федеральной налоговой службы. По мнению Горелкина, новый механизм «снимет и глобальные вопросы вроде объема денежных средств, которые они [зарубежные IT-компании] здесь зарабатывают, и даст ключ к решению частных проблем российских пользователей зарубежных сервисов, чьи права часто бывают нарушены».
В числе соавторов документа также депутат Сергей Боярский (сын актера Михаила Боярского) и сенатор Анатолий Пушков.
В пояснительной записке авторы документа написали, что сейчас у ряда западных IT-компаний представительств в России нет: например, у Facebook и Twitter. А ООО «Гугл» и ООО «Эпл Рус» соавторы не считают официальными представительствами Google и Apple соответственно.