ВШЭ: цифровизация госуправления позволит высвободить 11% госслужащих
Эксперты Высшей школы экономики предлагают усилить «мозговые центры» внутри федеральных органов власти за счет автоматизации и внедрения искусственного интеллекта в центральном госаппарате. Вместо рутины госслужащие займутся аналитикой
Масштабная цифровизация государственного управления с оптимизацией госаппарата позволить высвободить до 11% госслужащих. Это около 2267 человек из 19973, говорится в докладе Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ).
По данным авторов доклада ВШЭ «Ответ на вызовы цифровизации: госуправление, основанное на данных, «штабная» модель управления и структурный маневр в численности госслужащих», которые приводит РБК, в центральных аппаратах 52 федеральных органов власти за счет цифровой трансформации можно «относительно безболезненно высвободить» до 11% работающих госслужащих — около 2267 из 19 973 фактически занятых, считают авторы доклада. Рутинные операции в федеральном госаппарате занимают до 30%, внедрение ИТ-систем в госуправление позволит свести их к минимуму. Эксперты ВШЭ предлагают высвободить до 28% штатных единиц (то есть до 6799 человек ) при их предельной численности 24 505, с учетом сокращения вакансий. По мнению авторов доклада, высвободившиеся госслужащие должны усилить профильные и аналитические функции в центральных аппаратах министерств и ведомств. Исторически сложившаяся численность федеральных органов власти не отвечает ее реальной потребности, отмечают исследователи.
Липосакция аппарата: зачем России административные реформы
Так, федеральным министерством с наибольшей предельной численностью чиновников является Минэкономразвития, и напротив, с учетом функций органом власти с наибольшей численностью должен быть Минпромторг. Минимизировать выполнение рутинных операций в федеральных ведомствах предполагается за счет масштабной автоматизации и внедрения искусственного интеллекта с одновременным наращиванием аналитических компетенций внутри госаппарата, указывают эксперты. На уровнях оргструктуры, где принимаются решения, необходимо не сокращение, а расширение и усиление кадров, отмечается в докладе.
Два чиновника по цене трех: что стоит за объявленной правительством административной реформой
По мнению экспертов, новые люди в системе госуправления — аналитики, прогнозисты, эксперты, группы постановщиков задач и дизайнеров цифровых управляющих систем — должны иметь больше свободы и обладать не столько исполнительностью, сколько широким кругозором. «Без подобного роста «управленческого мозга» государственный организм просто не будет способен вести какую-либо политику, кроме реактивной. Он будет буквально задавлен на порядок возросшим объемом полезной информации, которую нельзя игнорировать, но невозможно осмыслить», — отмечает один из руководителей авторского коллектива доклада, проректор ВШЭ Андрей Жулин. По его словам, рост располагаемых данных в распоряжении власти должен обеспечиваться развитием экспертно-аналитической, модельной и прогнозной составляющих в «штабах» госуправления — прежде всего в аппарате правительства и центральных аппаратах федеральных министерств. По его словам, сейчас «аппарат правительства критически зависит от предложений ведомств». «Необходимы дополнительные ресурсы и компетенции для подразделений аппарата, особенно тех, где сосредоточены регулирование и координация нескольких отраслей», — считает он.
Уберизация всего: как новые технологии изменят государство и капитализм
Эксперты ВШЭ предложили провести «умную оптимизацию» госаппарата, предполагающую не пропорциональное сокращение на 5, 10 или 20% сотрудников министерств и ведомств, а приведение численности госслужащих в соответствие с реально осуществляемыми функциями и полномочиями, установленными целями и конечными результатами. Ее можно провести за счет высвобождения и перераспределения избыточной численности госслужащих с одних (непрофильных, обеспечивающих) на другие (профильные, аналитические) области деятельности. Резкое усиление экспертизы внутри правительства и министерств создаст условия для цифрового прорыва, подчеркивают авторы доклада. Они считают необходимым наращивать «мозговые центры», которые на основе анализа и моделирования больших данных смогут увидеть существующие и наиболее вероятные в будущем тенденции и процессы, обеспечивать системный взгляд на самые трудные проблемы и решения.
Невиноватый Чубайс: разрешит ли реформа институтов развития проблемы инноваций в России
«Должен появиться системный механизм для проведения глубокой аналитики разрабатываемых федеральными ведомствами решений с возможностью формировать независимое и компетентное мнение по содержательным вопросам, содействовать повышению эффективности деятельности госаппарата», — считает Жулин. По мнению авторов доклада, цифровые управленческие системы исключат влияние субъективного фактора на решения и их реализацию, а, значит, позволят преодолеть коррупцию и планировать реальные достижения вместо подмены целей в ходе исполнения решений.